К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ученые из Йеля и Швейцарии поспорили о числе ушедших из России западных компаний


Ученые из Йельского университета поспорили с двумя университетами Швейцарии из-за оценки ушедших из России западных компаний, пишет WSJ. В результате американские исследователи обвинили швейцарских коллег в использовании «сфабрикованных» данных и распространении дезинформации, «подпитывающей российскую пропаганду». Поводом для конфликта стали разные подходы к тому, какой бизнес относить к западному и что считать его уходом из России

Ученые из университетов США и Швейцарии поспорили о справедливой оценке числа западных компаний, которые ушли из России, рассказала газета The Wall Street Journal.

Институт руководителей высшего звена Йельского университета впервые начал публиковать оценки того, сколько крупных транснациональных компаний уходит из России, в феврале 2022 года, всего через несколько дней после начала российской «военной спецоперации»* на Украине и постоянно обновляет их. Согласно последним данным, на этой неделе «более 1000 компаний свернули свою деятельность в России», что ученые назвали «исходом» с российского рынка.

В январе этого года экономисты из швейцарских института IMD и Университета Санкт-Галлена Никколо Пизани и Саймон Эвенетт соответственно опубликовали статью с заголовком «Менее 9% западных фирм ушли из России». В более ранней версии статьи, опубликованной в октябре 2022 года, швейцарские ученые утверждали, что «переоценили» работу коллег из Йеля и пришли к выводу, что полученные ими данные не отражают реальную ситуацию, в том числе число касаемо «исхода» западных компаний с российского рынка.

 

В результате американские исследователи обвинили швейцарских коллег в использовании «сфабрикованных» данных и распространении дезинформации, «подпитывающей российскую пропаганду». Швейцарцы, в свою очередь, через юриста попытались защитить свой подход и методологию, а также обвинили группу из Йеля в «клеветнических и оскорбительных» замечаниях в свой адрес и потребовали прекратить их распространять.

WSJ поясняет, что поводом для конфликта стали разные подходы ученых к тому, какой бизнес считать западным и что называть его уходом из России.

 

Йельские ученые сосредоточились на транснациональных корпорациях с операциями в России и глобальной выручкой не менее $100 млн. Они разделили их на несколько групп: от A (полное прекращение взаимодействия с Россией или полный уход из России) до F (продолжение бизнеса в России в обычном режиме). Швейцарские ученые использовали иной подход: они собрали данные по российским «дочкам» западных компаний в Orbis (базе данных о 400 млн частных и публичных компаниях по всему миру), а затем проверили, произошла ли сделка по продаже российской «дочки».

WSJ отмечает, что это совершенно разные подходы. Так, Йельские ученые не ограничивали свою выборку компаниями с «дочками» в России; в их пул вошли также компании, которые вели торговую, лицензионную, франчайзинговую или иную коммерческую деятельность в стране. Швейцарские исследователи, напротив, ограничились компаниями с пакетом акций в России (отчасти из-за того, как Orbis описывает компании, уточняет WSJ). Помимо этого, швейцарская команда включила в работу компании с доходом свыше $1 млн, охватив, таким образом, множество небольших, малоизвестных фирм и частных лиц, тогда как в исследовании группы из Йеля были в основном всемирно известные бренды. 

В январской работе ученые из Швейцарии насчитали 1404 компании, у которых есть российские «дочки», и только 120 из них продали свой российский бизнес. Как пишет WSJ, ученые из Йеля, получив данные швейцарцев, «обнаружили» там в том числе «известных российских олигархов и компании, обычно идентифицируемые как российские». Среди них, например, «Яндекс», «Уралхим», а также Evraz (доля принадлежит холдингу Millhouse Романа Абрамовича). Как объясняет WSJ, в базе Orbis компании и частные лица, которые считаются российскими, могут называться западными, так как у них есть связи на Западе. Так, у «Яндекса» есть материнская компания в Нидерландах — Yandex NV, «Уралхим» принадлежит кипрской Uralchem Holding PLC, а Evraz PLC зарегистрирована в Великобритании.

 

Швейцарские ученые в ответ на критику коллег из Йеля признали, что в их исследование включены компании, которые обычно считают российскими, но якобы даже если исключить их, доля продавших российские «дочки» западных компаний все еще будет низкой.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+