Еда и маркетплейсы: почему выросли обороты крупнейших ретейлеров России
Совокупная выручка десяти крупнейших ретейлеров в России за 2022 год, по данным рейтинга агентства INFOLine, выросла на 15,9%, до 8,9 трлн рублей без НДС. А с учетом маркетплейсов (компании, работающие по модели маркетплейса, фигурируют в рейтинге без указания места) этот показатель еще выше: рост год к году составил 25,1%, до 10,93 трлн рублей без НДС, говорится в исследовании (с результатами ознакомился Forbes).
«Показатели крупнейших компаний растут чуть быстрее, чем в прошлом году. Основными драйверами стали ускорение инфляции и рост сопоставимых продаж ретейлеров, особенно в сегменте FMCG, а также развитие мультикатегорийных маркеплейсов», — поясняет генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Тройка лидеров осталась неизменной. На первом месте — X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») с оборотом 2,5 трлн рублей, далее идут «Магнит» («Магнит», «Гипермаркет «Магнит», «Магнит «Семейный», «Магнит Косметик», «Моя цена» и приобретенная в 2021 году сеть «Дикси») с 2,2 трлн рублей и Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль», «Виктория») с 993 млрд рублей.
Четвертое место сохранил электронный ретейлер DNS, а вот результаты «М.Видео-Эльдорадо» не радуют: компания, потеряв пару позиций, перешла с пятого на седьмое место. «В последнее время эта сеть значительно сократила продажи, ее ассортимент перестраивается недостаточно эффективно, в итоге они потеряли трафик. Долю рынка у «М.Видео-Эльдорадо» отгрызают их коллеги DNS и «Ситилинк», а также маркетплейсы», — говорит Михаил Бурмистров.
На крупнейшие сети (с учетом продаж маркетплейсов) в 2022 году приходилось больше трети российского розничного рынка — 34,4%.
Почему растут продажи
Рост в 2022 году объясняется, по мнению Бурмистрова, рядом причин. Во-первых, продолжающейся консолидацией рынка, во-вторых, резким ускорением инфляции, в-третьих, изменением структуры потребления — в прошлом году быстрый рост давала продуктовая розница. Показатели непродовольственных товаров стагнировали. «Значительно пострадал фешен-сегмент и «товары для дома». В прошлом году российский рынок покинули крупнейшие мировые ретейлеры: H&M, Inditex и IKEA», — напоминает Бурмистров.
Одновременно, по его словам, росли маркетплейсы — этому способствовали резкий рост их рекламных расходов, увеличение количества селлеров на площадках, значительное расширение ассортимента и, как следствие, увеличение трафика и конверсии.
Маркетплейсы растут
В 2022 году, по оценке INFOLine, доля маркетплейсов в объеме российского розничного рынка (без учета продаж автомобилей и моторного топлива) составила 7% против 4,3% в 2021-м.
Значительный рост маркетплейсов заставил авторов рейтинга изменить методологию подсчета. Обороты маркетплейсов (GMV) поделили на продажи собственных товаров (они идут с указанием места в рейтинге) и оборот маркетплейса как витрины (без места). Например, маркетплейс Wildberries по совокупным продажам вышел на третье место. Интернет-площадка увеличила продажи по России на 98%, до 1,67 трлн рублей, в том числе товаров, по оценкам INFOLine, на 91%, до 1,4 трлн рублей, а услуг — в 2,57 раза, до 229,6 млрд рублей. Ozon, по оценкам INFOLine, вырос на 88%, до 844 млрд рублей, замедлив рост во второй половине года в связи с фокусом на повышение рентабельности.
Ставка на онлайн
«Нестабильная геополитическая ситуация не позволяет делать прогнозы на будущий год, одно можно сказать с уверенностью, что маркетплейсы будут расти и дальше. Именно онлайн-площадки стали основными бенефициарами ухода крупных международных сетей. Они, используя схемы параллельного импорта или выкупив товарные остатки, реализуют их товары», — говорит Бурмистров.
По его словам, с высокой вероятностью в топ-10 по итогам 2023 года войдет «Яндекс» со своими розничными активами. В группе лидеров «ВкусВилл» заменит «Ашан», который перестал открывать новые торговые объекты в России.