«Ведомости» узнали о переговорах НЛМК о продаже заводов на Урале и в Калуге
НЛМК Владимира Лисина ведет переговоры о продаже своих заводов сортового дивизиона на Урале и в Калужской области, выяснили «Ведомости». Ими интересуются Промышленно-металлургический холдинг Евгения Зубицкого и «Новосталь-М» Ивана Демченко. Стоимость активов «НЛМК-сорт» на рынке оценивают от 50 млрд рублей
Группа НЛМК Владимира Лисина договаривается о продаже своего сортового дивизиона — заводов на Урале и в Калужской области. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к одной из компаний, ведущей переговоры, и собеседник в компании-покупателе продукции НЛМК. Собеседник газеты назвали двух претендентов на покупку — Промышленно-металлургический холдинг (ПМХ) Евгения Зубицкого и «Новосталь-М» Ивана Демченко.
«Компания не комментирует слухи», — сообщил представитель НЛМК. Представитель ПМХ и гендиректор «Новосталь-М» Никита Рыбленков отказались от комментариев. В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что ходатайство о покупке сортопрокатных активов НЛМК пока на получали. Если продажа состоится, у НЛМК останется Новолипецкий меткомбинат, выпускающий плоский прокат, производитель трансформаторной стали «Виз-сталь», сырьевые активы «Алтай-Кокс» и Стойленский ГОК, а также сталепрокатные активы в Европе и США и строящийся в Индии комбинат по производству трансформаторной стали.
Группа пыталась продать сортовые активы в 2020-2021 годах. В презентации, датированной июлем 2020 года, говорится, что НЛМК рассматривает продажу 100% в «НЛМК-Урал» и «НЛМК-Метиз», а также частей «НЛМК-Вторчермет» (обеспечивают сырьем заводы на Урале). В другой презентации (апрель 2021 года) указывается, что уральские заводы производят около 2 млн т готовой продукции, это 16–20% российского рынка арматуры, катанки и метизов. Мини-милл «НЛМК-Калуга» мощностью 900 000 т сортового проката в год тогда в сделку не включался. Сейчас на продажу выставлен он и все ранее предлагавшиеся заводы.
По словам председателя инвестиционного банка «Юникорн» Сергея Моисеева, предприятия НЛМК на Урале в 2020 году оценивались в 50 млрд рублей. Группа нанимала инвестбанк для продажи. Топ-менеджер добавил, что НЛМК тогда приостановил продажу: во-первых, рост мировых цен на стальную продукцию сделал активы более прибыльными; во-вторых, активы оказались «далеко не свежими», не привлекательными для покупателя. По оценке Моисеева, при включении в периметр сделки «НЛМК-Калуга», ее сумму можно будет оценивать «в 5 годовых EBITDA всего сортового дивизиона НЛМК».
На Урале у НЛМК электросталеплавильный цех в Ревде, производство арматуры в Нижних Сергах (мощность – 1 млн т в год) и площадка по выпуску арматуры и катанки в Березовском. В Ревде и Березовском производится и метизная продукция. Производство на всех этих площадках в Свердловской области вводилось в строй в 1920–1960 годах. «НЛМК-Калуга» – электрометаллургический завод нового поколения открылся в 2013 году.
У ПМХ во владении производитель металлургического кокса «Кокс» в Кемеровской области, «Комбинат КМАруда» (добыча руды и производство концентрата) в Белгородской области, производитель чугуна «Тулачермет». Акционер ПМХ владеет металлургическим заводом «Тулачермет-Сталь» (не входит в ПМХ) в Тульской области. «Новосталь-М» принадлежат Абинский электрометаллургический завод в Краснодарском крае, метзавод в Балакове в Саратовской области (куплен у «Северстали» в 2019 году за $215 млн).
Источник в компании-покупателе продукции НЛМК оценил стоимость продаваемых сейчас активов в 75–100 млрд рублей. Собеседник предположил, что группа снова вернулась к идее продать эти предприятия, потому что цены на стальную продукцию опустились «на свои привычные уровни». По оценке ведущего аналитика «Велес капитала» Василия Данилова, EBITDA дивизиона «НЛМК-Сорт» в 2022 году составила 17,8 млрд рублей. Он полагает, что «НЛМК-Сорт» можно оценить в 89 млрд рублей. Но такая оценка «кажется завышенной» из-за значительного ухудшения рыночных условий в сравнении с 2021 годом, более реальная оценка 50 млрд рублей.
По словам Данилова, «НЛМК-Сорт» обладает «гораздо более низкой рентабельностью» по сравнению с производящим плоский прокат Новолипецким комбинатом. При вкладе в выручку холдинга на уровне 13–14% сортовой дивизион генерирует лишь 6–7% совокупной EBITDA НЛМК, а в неудачные годы и вовсе 3–4%, отметил Данилов. Аналитик указал, что бизнес-модель группы НЛМК «преимущественно ориентирована на экспорт», а«НЛМК-Сорт» ориентирован на внутренний рынок.