Дагестанский феномен: как Хасбик за три года заработал больше $2 млн
7 ноября 2022 года Хасбулла Магомедов, более известный сейчас как Хасбик, вышел на сцену театра Gran Rex в Буэнос-Айресе под оглушительный рев толпы. На шоу Хасбуллы пришло 2600 зрителей. «Хасбик! Хасбик! Хасбик!» — скандировали фанаты. Многие были одеты в футболки с изображением своего кумира. Мерч с Магомедовым продавался перед входом в здание театра. На самом Хасбулле была футболка команды местной лиги «Бока Хуниорс». «Мне подарили рубашку «Боки», мне понравился подарок, так что теперь я фанат «Боки», — поделился Магомедов в интервью телеканалу C5N. По данным аргентинской газеты El Cronista, стоимость билетов начиналась от 3000 песо ($157). VIP-билеты, которые предоставляли возможность личной встречи со звездой, стоили 18 000 песо ($941). По данным латиноамериканского музыкального сервиса lamusica.com, в Аргентине артисты зарабатывают на своих выступлениях 85%, оставшиеся 15% идут промоутерам. По самой консервативной оценке, на своем шоу в Аргентине Хасбулла заработал $347 000.
В эту страну Магомедов приехал еще 5 ноября. До своего шоу он дал несколько интервью местным СМИ. На телеканале C5N пробовал аргентинские десерты, а в эфире радио Urbana Play рассказывал о минусах своей популярности: «Когда ты знаменит, все хотят встретиться с тобой и стать твоим другом. Но правда в том, что я действительно не понимаю, почему они хотят встретиться со мной <…> Хорошо, что теперь у меня есть деньги: можно путешествовать и делать много вещей. Но плохо, что я очень устаю».
Клубника — бомба
Отправной точкой карьеры Хасбуллы стало видео, где он ел клубнику. «Клубника — бомба, честно говоря», — нахваливал ягоды Магомедов. Эта фраза быстро стала вирусной. Возможно, все из-за неординарной внешности Магомедова. В 20 лет рост Хасбуллы чуть больше 90 см, а вес не превышает 20 кг. По словам Хасбуллы, врачи не смогли определить его болезнь. Видеоролик с клубникой набрал более 800 000 просмотров.
Главным промоутером Магомедова в интернете стал YouTube-блогер Асхаб Тамаев. Первое видео с участием Хасбика на канале Тамаева вышло в ноябре 2020 года и называлось «Хасбулла и Тамаев. Один день с 18-летним блогером». Затем ролики с Магомедовым начали публиковаться почти регулярно. Росла и аудитория самого Хасбуллы. Число подписчиков в его Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена) после первых выпусков выросло с 300 000 до 500 000 (сейчас 6,2 млн). Но настоящий успех ждал его впереди.
Прорыв в блогерской карьере Магомедова случился после того, как Тамаев решил организовать бой между Хасбуллой и таджикским певцом Абдурозиком с аналогичными ростом и весом. Пресс-конференция «бойцов» собрала 18 млн просмотров на YouTube. Для сравнения: пресс-конференцию Конора Макгрегора и Хабиба Нурмагомедова посмотрели 8 млн человек. Эпизоды видео с Хасбиком и Абдурозиком выкладывал на свою страницу в Instagram даже известный баскетболист Шакил О’Нилл. Но бой так и не состоялся. Сначала Хасбулла попросил за него 1 млн рублей, а спустя некоторое время — в 20 раз больше. Экс-чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов рассказал, почему схватка не состоялась: «Один бизнесмен, я имени его не знаю, выплатил им то ли по миллиону, то ли один миллион на двоих, чтобы они не дрались». Позже Асхаб Тамаев написал в Instagram, что права на бой у него выкупил глава UFC Дана Уайт за $1,5 млн. Хасбик назвал это выдумкой.
После того как пути Хасбуллы и Тамаева разошлись, в июне 2021 года Тамаев на своем YouTube-канале выложил видео, в котором рассказал, сколько платил Магомедову за съемки. За первый ролик, по словам Тамаева, Хасбулла получил 25 000 рублей. Видео набрало более 2 млн просмотров, и Тамаев начал платить Хасбику 100 000 рублей. Вскоре прайс вырос уже до 300 000 рублей. Хасбулла снялся в 15 видеороликах Тамаева и заработал не менее 2,8 млн рублей ($39 000).
NFT и UFC
В середине декабря 2021 года Хасбулла сообщил о создании собственной NFT-коллекции. Формат non-fungible token («невзаимозаменяемые токены») как раз тогда набирал популярность. Приобретение NFT-токена закрепляет за покупателем право на владение цифровым объектом в интернете. За гифки, картины, фото, аудио и прочие файлы платят в основном криптовалютой Ethereum. Всего было выпущено 10 000 уникальных NFT с портретами Магомедова, на которых он изображен в образах известных политиков, спортсменов, персонажей кино и комиксов.
С момента запуска коллекции, более тысячи человек приобрели NFT Хасбуллы. Это ему принесло 781 ETH (эфир) — сейчас это $1,3 млн.
В октябре 2022 года стало известно, что Хасбулла подписал контракт с промоушеном UFC. Он подразумевает посещение Хасбиком турниров этой спортивной организации, пиар и медиавзаимодействие. Генеральный директор AMC Fight Nights Шарип Алиев считает, что контракт принесет Магомедову $5 млн. «$1 млн в год за такую коллаборацию — адекватная цена как для промоушена, так и для Хасбуллы», — заявил Алиев в разговоре с Forbes.
Бывший коллега Хасбуллы Асхаб Тамаев на своем YouTube-канале рассказал, что Хасбик получил за контракт гораздо меньше: «Я знаю, что он особо много не заработал за контракт с UFC. Всего $500 000. Это 30 млн рублей… ну, реально смешно». При этом Тамаев отметил, что топовые бойцы промоушена за бой получает гонорар в размере $700 000–800 000. Блогер заявил, что Магомедов мог заработать больше, и он готов «предложить ему условия еще лучше», чем UFC. Запросы Forbes Тамаев и Магомедов оставили без ответа.
Годом ранее Магомедов уже приезжал на турнир UFC в Абу-Даби по личному приглашению главы организации Даны Уайта, который попросил организовать этот визит Хабиба Нурмагомедова. Хабиб с командой всячески поддерживали Хасбика в соцсетях, что, конечно, добавляло ему популярности. Но главный секрет известности Магомедова, по мнению Шарипа Алиева, заключается в его харизме и умении «делать шоу». Уайт говорит, что Хасбик «завоевал сердца» не только любителей боев, но и мировых звезд и внеспортивного сообщества. «Насчет боя в UFC не знаю. Но мы определенно что-то сделаем вместе с Хасбиком», — заявил глава UFC на пресс-конференции перед турниром в Абу-Даби.
После заключения контракта, персонажа Магомедова добавили в игру UFC 4. Во внутреннем магазине игры появился набор «Hasbulla Vanity Bundle», а также комплекты одежды с надписями «Hasbulla Magomedov» и «Hasbulla vs Everybody». Приобрести набор игроки могут за $6. Также промоушен запустил линию спортивной одежды с надписью «Hasbulla». Стоимость мужских футболок составляет $105, женских — $85, а толстовок — $175 и $154, соответственно.
По словам блогера Владислава «Кимчи» Кудрина (у его YouTube-канала Kimchi MMA более 310 000 подписчиков), Хасбулла — «интернет-феномен», поэтому Уайт им заинтересовался. «Это привлечет внимание к бренду UFC не только со стороны любителей единоборств, а куда более широкой прослойки общества», — отметил блогер в разговоре в Forbes.