За год бизнес заместил треть оборудования за счет российских поставщиков
В прошлом году российские промышленники смогли заместить импортное оборудование отечественным примерно на треть. При этом 40% оборудования поставлялось из «дружественных» стран
За год бизнесу удалось заместить треть оборудования за счет российских поставщиков, рассказала вице-президент РСПП Мария Глухова на пресс-конференции «Результаты импортозамещения в России и его перспективы». При этом 40% оборудования поставлялось из «дружественных» стран, а 20% — из «недружественных», отметила Глухова: «По ряду сегментов российским компаниям уже удалось заместить ушедших с рынка иностранных поставщиков сырье, материалы, отчасти комплектующие. В части оборудования ведутся закупки у поставщиков из дружественных юрисдикций, согласно опросу РСПП, треть оборудования ушедших с рынка поставщиков уже удалось заместить российским оборудованием».
Январский опрос предприятий, проведенный лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара, с которым ознакомился РБК, показал, что большинство российских компаний заменило импортные запчасти и оборудование из недружественных стран на китайские. О переходе на оборудование из КНР заявили 67% предприятий. Отечественные аналоги стали одними из лидеров в категории замены комплектующих.
По мнению главы «Опоры России» Александра Калинина, решать задачи создания импортозамещающих производств, прежде всего, нужно с упором на инициативу МСП. Он отмечает, что в последние годы правительство создало линейку инструментов поддержки, которые помогают МСП участвовать в импортозамещении. Это льготные кредиты под 2,5-4%, льготный лизинг со ставками 6-8 %, финансовые инструменты ФРП. «Эти инструменты нужно развивать, повышать их доступность для все более широкого круга МСП, стремящихся создавать и расширять импортозамещающие производства», — считает Калинин.
Ранее в пресс-службе Минпромторга заявили, что сумма сделок по импортозамещению с весны 2022 года достигла почти 40 млрд рублей.
Вынужденное замещение
Пресс-конференция была приурочена к публикации аналитического доклада «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра», подготовленного НИУ ВШЭ вместе с РСПП, Институтом исследований и экспертизы ВЭБа и фондом «Сколково». На сегодня промышленный комплекс России зависит от импорта на 39%, пишут авторы доклада, что сопоставимо с уровнем США и Индии. При этом объем импорта не является единственным критерием успеха политики импортозамещения. «Так, высокий уровень импорта может не составлять проблем, если потоки импорта диверсифицированы и не связаны с политическими рисками. Наоборот, даже очень низкий уровень использования импорта в отрасли не всегда говорит об отсутствии импортозависимости — ведь отдельные компоненты и оборудование могут быть критичны для производственного процесса», — говорится в докладе. По мнению экспертов, принятые государством меры поощрения внутреннего производителя оказываются эффективны.
В своем докладе эксперты ВШЭ отмечают, что появление темы импортозамещения в экономической повестке часто связывают с ухудшением геополитической обстановки в 2014–2015 годах и последовавшей в отношении России политикой западных санкций. Некоторые также полагают, что импортозамещение — это российское ноу-хау. «На самом деле, оба этих мнения ошибочны. Помимо России политику импортозамещения в разный период проводили ведущие экономики Америки и Европы (США, Великобритания, Франция), Азии (Китай, Тайвань), Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили)», — отмечают авторы доклада.
В России — не считая заведомо ориентированного на внутреннее производство советского периода — эксперты ВШЭ выделяют с начала 2000-х четыре стадии политики импортозамещения: использование зарубежных технологий и встраивание в глобальные цепочки (2004-2008), технологическую модернизацию и расширение локализации производств (2009-2013), ускоренное развитие собственных научно-технологических компетенций (2014-2021), снижение импортозависимости в стратегических сферах и восполнение недостающих элементов в цепочках (с 2022 года). Реализация этих этапов заложила основу для развития импортозамещения к сегодняшнему дню.
Важная деталь — если до введения первых санкций в 2014 году целью политики импортозамещения было инициативное сокращение импортозависимости (в основном за счет субсидий российским производителям и таможенно-тарифной политики), то после санкций 2014-го и особенно 2022 года власти были вынуждены также подстраиваться под ограничения, введенные со стороны западных правительств.
В 2015 году на фоне ухудшения взаимоотношений с Западом российское правительство утвердило план первоочередных мероприятий, где поддержка импортозамещения была отнесена к числу ключевых направлений. Тогда же начали реализовываться минимум два десятка планов мероприятий по импортозамещению, были выработаны отраслевые планы (в настоящее время их 31) и определены перечни продуктов и технологий, которые надлежит заменить российскими аналогами.
По данным ЦИСП НИУ ВШЭ, в последние три года в большинстве отраслей наблюдалось снижение импортозависимости, в лидерах — производство электроники и компьютеров. Те же тенденции, отмечается в исследовании, видны в пищевой и текстильной промышленности. Особая ситуация — в фармацевтике, где, по мнению экспертов ЦИСП НИУ ВШЭ, существует «рост зависимости от европейских компонентов и оборудования».
При этом, по данным Минпромторга, в обрабатывающей промышленности динамика потребления в 2014 – 2021 годах колебалась в зависимости от отрасли. «Рекордсмен» — железнодорожное машиностроение, в 2014 году больше чем 97% потребления которой, приходилось на иностранную продукцию, а к 2021 году этот показатель составил около 90%. В то же время в сельскохозяйственном машиностроении в 2018 году этот показатель составлял 66%, а к 2021 году снизился до 52%.
Анализируя результаты почти восьми лет импортозамещения, эксперты института отмечают, что наиболее успешной эта политика оказалась в отраслях, «удаленных от технологической границы» (АПК, деревообработка, трубная промышленность, производство мебели и др). Секрет успеха — постоянное повышение уровня переработки, а также прямые иностранные инвестиции и ориентированность на экспорт. И наоборот, модель импортозамещения без «укоренения» с простым заимствованием зарубежных технологий, наоборот, привела только к повышения зависимости от импорта, как это произошло в автомобилестроении.
Мотивация и реализация
С 2015 по 2018 год на импортозамещение в промышленности было направлено более 1,6 трлн рублей. В результате реализации этой программы, по данным Минпромторга, доля импортной продукции на внутреннем рынке по промышленным товарам сократилась с 49% в 2014 году до 38% в 2021 году.
Основными направлениями государственной политики импортозамещения сегодня являются:
— бюджетное софинансирование проектов по замещению импорта, прежде всего в форме субсидий, включая субсидирование процентных ставок по кредитам;
— поддержка проектов государственными институтами развития, предоставляющими льготные займы на реализацию проектов, модернизации производств и внедрения лучших доступных технологий;
— ограничение доступа отдельных видов зарубежной продукции на российский рынок;
— ограничение возможностей приобретения зарубежных продуктов, работ и услуг в рамках госзакупок и закупок организаций госсектора.
В докладе ВШЭ приводится несколько примеров того, как можно воспользоваться государственной поддержкой и успешно реализовать проект импортозамещения.
«Экстра Синема» (Якутия)
После введения западных санкций значительно сократились возможности проката кино. В Якутии разработали систему «Экстра Синема», состоящую из компактного проектора отечественного производства и цифровой платформы для управления кинопоказом. Проектор производится в технопарке «Якутия», для его сборки используется элементная база из дружественных стран. За счет средств республиканского бюджета в этом году откроется 10 кинозалов, оборудованных системой «Экстра Синема». Проект поддержан на уровне правительства, обсуждается использование якутской системы для расширения киносети в других регионах страны и замене используемого Фондом кино стандарта DCI на отечественный.
Зарядные станции для электромобилей (Пермский край)
После ухода с российского рынка западных производителей зарядных станций для электротранспорта компания «ППМТС «Пермснабсбыт» наладила весной 2022 года серийный выпуск собственных мощностью 150 кВт. Станция от пермской компании способна полностью зарядить электромобиль за 20-30 минут. В сентябре 2022 года в Перми компания открыла завод по выпуску зарядных станций и запустила производство станций мощностью уже 240 кВт. 2022 году предприятие получило грант Фонда содействия инновациям в размере 24 млн рублей, субсидию от Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края в размере 5 млн рублей, а также льготный заем регионального фонда развития промышленности в размере 60 млн рублей. Увеличение производственных мощностей компании позволит ей нарастить выпуск зарядных станций с 1000 до 10 000 в год.
Согласно концепции правительства России по развитию производства и использованию электрического автомобильного транспорта и созданию электротранспортной инфраструктуры к концу 2024 года в стране планируется произвести не менее 25 000 электромобилей, в регионах должно быть установлено 9 400 электрических зарядных станций.
Биологические компоненты для кормов (Приморский край)
Западные санкции отразились и на поставках кормовых добавок и витаминов для сельскохозяйственных животных. Группа компания «Арника» построила завод «Кормбиосинтез» по их выпуску. По некоторым группам добавок завод, который сейчас работает семь дней в неделю в круглосуточном режиме, может обеспечить от 50 до 100% потребностей рынка. Реализация проекта стала возможна благодаря объединению ресурсов «Арника» и АО «Росагролизинг», государственной субсидии на реализацию комплексного проекта по созданию высокотехнологичных производств, поддержке в реализации инвестиционного проекта со стороны Минвостокразвития, Корпорации развития Дальнего Востока и администрации Приморского края, а также административным преференциям и льготам ТОР «Надеждинская».
Оборудование для металлургов (Свердловская область)
Металлургические компании из-за санкций столкнулись с трудностями при ввозе в страну валков весом более 60 т, необходимых для производства листового проката. В 2022 году компания «КЗПВ» запустила первый в стране комплекс по их выпуску, который позволит снизить долю импорта на рынке со 100 до 65%. Оборудование для термической, токарной и фрезерной обработки на сумму 402 млн рублей было приобретено с привлечением трех займов федерального Фонда развития промышленности, а также средств Фонда технологического развития промышленности Свердловской области в размере 56,1 млн рублей.