Около трети российских компаний готовы повышать зарплаты «синих воротничков»
В начале 2023 года 36% российских компаний нарастили массовый наем (то есть привлечение людей на позиции начального уровня, где не требуется специальной подготовки. — Forbes), а 29% сохранили его на уровне прошлых лет. Привлечение таких сотрудников остается одним из самых проблемных направлений рекрутмента: сложности с закрытием подобных вакансий испытывают 68,5% компаний. Это связано как с большими объемам найма, так и с дефицитом так называемых синих воротничков. К таким выводам пришли аналитики сервиса для работы с внештатным персоналом «YouDo Бизнес» и крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, опросив представителей российских компаний об их планах работы с массовым персоналом в 2023 году. С результатами исследования ознакомился Forbes.
Опрос проводился в январе-феврале 2023 года. В нем приняли участие представители 216 российских компаний. Около половины (48%) представляли бизнес, основанный более 10 лет назад. 18,5% респондентов были из строительной сферы, по 17% представляли промышленность, торговлю и бизнес-услуги, 7,5% — транспорт и логистику, по 7% — интернет и ресторанный бизнес.
Проблема в дефиците
По данным опроса, массовый персонал в России нанимают 57% компаний. Самыми востребованными специальностями считаются: продавцы (их нанимают 15% респондентов), строители (9%), ремонтники (7%), грузчики (6%), слесари (6%), курьеры (6%), водители (4%), кладовщики (4%), обслуживающий персонал индустрии HORECA — официанты, бармены и хостес (4%), операторы кол-центра (2%) и другие.
В последнем квартале 2022 года на рынке труда вновь образовался дефицит массового персонала: число вакансий грузчиков, слесарей-ремонтников, уборщиков, кассиров, продавцов, кладовщиков и сборщиков превышало количество активных резюме этих специалистов, отмечается в исследовании.
По мнению руководителя сервиса по работе с внештатным персоналом «YouDo Бизнес» Вильдара Гатиатуллина, проблема дефицита представителей массовых специальностей возникла еще с начала пандемии, когда вырос спрос на онлайн-сервисы и понадобилось больше курьеров, водителей, грузчиков, сборщиков. Аналогичная ситуация была в строительной сфере — на последние годы пришелся бум жилого строительства. По данным Минстроя, дефицит работников сейчас составляет около 3 млн человек, продолжает эксперт.
«Дефицит массового персонала усилился в связи с мобилизацией. Среди «синих воротничков» было много приезжих из стран СНГ и ЕАЭС — их отъезд усугубил нехватку линейного персонала. Кроме того, остаются проблемы, зародившиеся гораздо раньше: престижность и оплата рабочих специальностей, к сожалению, не на самом высоком уровне, поэтому приток новых кадров не успевает за спросом. Особенно эта проблема ощущается там, где работнику требуется определенная квалификация (строительство, производство)», — говорит Гатиатуллин.
«Дефицит рабочих массовых профессий нарастает, — согласна руководитель и основатель портала по подбору иностранного персонала Migranto.ru Светлана Саламова. — Работодатели отмечают, что срок закрытия вакансий соискателями из числа трудовых мигрантов удлинился. Если брать Москву и Московскую область, то наиболее сложно закрываются именно подмосковные вакансии. Здесь и клининг, и логистика (склады ретейлеров и маркетплейсов), и производственные вакансии. Вслед за россиянами, уехавшими из страны, сейчас уезжают мигранты, которые находились здесь длительное время, а на их место приезжают новички, еще не оформившие документы».
По словам Саламовой, раньше крупные работодатели завозили людей из Узбекистана и Таджикистана в рамках организованного набора. Сейчас этот поток снизился, потому что помимо России Узбекистан подписал соглашения о трудовой миграции с Турцией, Японией, Южной Кореей, Германией и другими странами.
«Крупные компании, которые уже наладили связи по оргнабору, будут продолжать им пользоваться, а вот среднему бизнесу или новичкам придется сложнее», — говорит Саламова.
Трудности найма
С какими трудностями связан массовый наем? Респонденты отмечали высокую текучку кадров (47% опрошенных), трудоемкость процедур, необходимых с точки зрения соблюдения законодательства (19%), отсутствие в компании автоматизации массового подбора (17%), высокие налоги (17%), дефицит кадров нужной специальности (16%), бумажную волокиту (11%), отмечается в исследовании «YouDo Бизнес» и hh.ru. При этом до сих пор каждая десятая компания признается, что никак не оформляет массовый персонал. 33% компаний оформляет работников массовых специальностей в штат, 18% сотрудничает внештатно (по договору гражданско-правового характера как с самозанятыми или физлицами), 38% работает и по трудовому договору, и по ГПХ.
Гатиатуллин говорит, что самая большая сложность массового найма — изменчивость: как правило, массовый персонал чувствителен даже к небольшим колебаниям зарплаты и удаленности работы от дома, люди легко меняют работу. А для компании это означает необходимость постоянного массового рекрутмента со всеми сопутствующими процессами: привлечение кандидатов, отсев нерелевантных, собеседования, подготовка документов, оформление. «Это могут себе позволить корпорации с большими ресурсами, но на малый и средний бизнес такие процессы ложатся серьезным бременем. В этой ситуации выигрывают те, кто может держать зарплату на уровне рынка или чуть выше, а также автоматизировать максимум этапов массового рекрутмента, начиная от поиска потенциальных кандидатов, заканчивая электронным документооборотом. Такие факторы, как корпоративная культура и корпоративные ценности, как правило, играют меньшую роль, чем готовность компании быстро вывести работника на смену и начать платить ему зарплату», — рассказывает Гатиатуллин.
Зарплаты растут
Рассуждая о том, что же поможет эффективнее нанимать массовый персонал, респонденты говорили о переносе офиса/склада ближе к метро, повышении престижа рабочих профессий среди граждан России, смягчении миграционных требований, автоматизации процесса массового подбора, работе с вузами, смягчении законодательства и возможности больше платить. 28% компаний планируют повышать зарплаты массовому персоналу в 2023 году.
Зарплаты растут, это подтверждает и Саламова. «В клининге у дворников и уборщиц в Москве раньше были зарплаты до 45 000 рублей, сейчас от 48 000 до 52 000 рублей, и то приходится достаточно долго искать кандидатов. Если зарплата в пределах 40 000 рублей, то срок закрытия вакансий может составлять три-четыре недели по Москве и до полтора-два месяца по области. И не только из-за того, что вообще нет кандидатов, а из-за того, что увеличивается текучка, так как работники продолжают искать более выгодные варианты для трудоустройства», — комментирует она.
По оценке Саламовой, в курьерских вакансиях тоже отмечается рост заявленных расценок по зарплате: в прошлом году за смену можно было заработать до 3500 рублей, а сейчас «Яндекс» заявляет ставку 5000-5500 рублей за смену + чаевые (такая ставка предлагается автокурьерам). Пешим курьерам обещают до 3500 рублей + чаевые. «То есть за месяц курьерам «Яндекса», «СберМаркета» и «Самоката» обещают примерно от 130 000 до 170 000 рублей», — говорит Саламова.
По данным Migranto.ru, складские вакансии комплектовщиков и сборщиков онлайн-заказов предлагают мигрантам зарплаты до 120 000-140 000 рублей в Москве и МО. Легкая промышленность испытывает острый дефицит швей и предлагает зарплаты в диапазоне от 60 000 до 170 000 рублей практически независимо от региона.