Девять российских авиаперевозчиков прекратили полеты в 2022 году
Девять авиакомпаний за 2022 год прекратили полеты в России, у четырех из них Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта. Эксперты ожидали ухода авиакомпаний в сегментах грузовой, чартерной и деловой авиации, но положение крупных пассажирских авиакомпаний оценивают как устойчивое. В предыдущие пять лет было пять случаев прекращения полетов с отзывом сертификата
Девять российских авиакомпаний остановили полеты в 2022 году, сертификаты эксплуатанта четырех из них приостановлены, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные реестра Росавиации. Регулятор аннулировал сертификат эксплуатанта, выданный банкротящейся авиакомпании «Скол». За 2017–2021 годы Росавиация приостановила, а потом аннулировала сертификаты пяти авиакомпаний («ВИМ-Авиа», «Саратовские авиалинии», «Бурятские авиалинии», «Пионер-региональные авиалинии», «Псков Авиа»).
Сертификат эксплуатанта выдается Росавиацией, это основной документ авиакомпании. После аннулирования он не восстанавливается. В большинстве случаев приостановка сертификата заканчивается аннулированием. Три сертификата 2022 году были остановлены по заявлению самих авиаперевозчиков, из-за санкций. Это SkyGates, «Камчатка» и «Роствертол Авиа».
Два Boeing 747 авиакомпании SkyGates (занимала третье место по объему грузоперевозок в России) теперь эксплуатируются в Азербайджане Silk Way West Airlines, сертификат приостановлен по заявлению компании в марте. О прекращении работы в мае объявила «Камчатка», ей производитель из США отказал в поставке трех самолетов Cessna Grand Caravan. Принадлежавшая до 2022 года «Вертолетам России» «Роствертол Авиа» в 2010 году получала сертификат для пассажирских и грузовых перевозок на Ми-2, но подала заявление о приостановке в прошлом году, оставшись с единственным вертолетом. По словам источника в «Ростехе», в конце 2022 года компания была продана частному собственнику.
Перевозки не смог начать петербургский «Быстролет», принадлежащий выходцу из крупной белгородской фермерской сети «Зеленая долина» Александру Евтухову. Компания под брендом FlyFast планировала летать на джетах Hawker Beechcraft, в ноябре 2022 года Росавиация приостановила сертификат из-за отсутствия самолетов. Банкротящей калининградской авиакомпании «Скол» в середине 2021 года Росавиация запретила эксплуатировать 30 вертолетов и пять легкомоторных L-410 из-за долгов перед ГТЛК. В 2022 году ее сертификат был аннулирован.
Еще три перевозчика сохраняют свои сертификаты, но остановили полеты из-за санкций: это связанная с Coral Travel чартерная авиакомпания Royal Flight, бизнес-оператор «Сириус Аэро» и два входящих в ГК «Волга-Днепр» грузовых перевозчика — «Атран» и AirBridgeCargo. Источник газеты в экспертном сообществе отметил, что российский рынок «уже достаточно уплотнен». Эксперт напомнил, что в начале «нулевых» в России насчитывалось более 300 коммерческих авиакомпаний. Сейчас в реестре их 114, а две трети пассажиропотока обеспечивает топ-5 авиаперевозчиков.
В дальнейшем, по словам собеседника, ожидается официальный уход с рынка уже остановившихся компаний и небольших региональных перевозчиков, которым «придется ликвидироваться или переходить под крыло более крупных конкурентов». Главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин сказал, что уход игроков в грузовом и деловом сегментах авиации был ожидаем. По его оценке, Royal Flight вряд ли будет способен вернуться на рынок.
Сложная ситуация сохраняется для игроков, отрезанных от зарубежных рынков из-за двойной регистрации самолетов, добавил он. Прогнозировать их устойчивость сложно, например, бизнес-модель iFly казалась стабильной до того момента, пока ей не отрезали путь в Египет. По мнению Шатилина, положение крупных пассажирских авиакомпаний из-за господдержки через субсидии остается прочным. В зоне риска могут оказаться эксплуатанты SSJ-100, если проблемы с дефицитом двигателей SaM-146 в подменном пуле и проведением ремонта их горячей части, за которые отвечал французский Safran, не смогут решить, рассказал эксперт.