Мантуров рекомендовал регионам организовать нестационарную торговлю у входов в ТЦ
Мантуров рекомендовал регионам организовать у входов в ТЦ киоски и другие объекты нестационарной торговли для малого и среднего бизнеса. В торговых центрах опасаются снижения доходов и предостерегают от «обязаловки»
Вице-премьер, глава Минпромторга Денис Мантуров рекомендовал руководителям регионов организовать работу по открытию киосков и других нестационарных объектов торговли для товаров российских производителей у входов в торговые центры (ТЦ) и магазины. Об этом пишет РБК со ссылкой на рекомендацию за подписью Мантурова, разосланную 11 января 2023 года в регионы.
Из письма в регионы следует, что правительство предложило использовать для продвижения продукции отечественного малого и среднего бизнеса покупательский трафик крупных ТЦ и магазинов и разместить у входов в них нестационарные торговые объекты (павильоны, киоски, палатки, лотки, автолавки и т.п.). Места для торговли у ТЦ и магазинов Мантуров рекомендовал предоставить широкому кругу предпринимателей — производителям сельскохозяйственных и продовольственных товаров, текстиля, одежды и обуви. Делать это предлагается без проведения торгов, на льготных условиях или на безвозмездной основе.
Документ носит рекомендательный характер, сообщили РБК в пресс-службе Минпромторга. В ведомстве напомнили, что схемы размещения нестационарных торговых объектов разрабатывают и утверждают органы местного самоуправления. Размещение торговых мест предполагается «снаружи, на муниципальных землях», добавили в министерстве. В документе при этом говорится, что до 1 июля 2023 года региональные власти должны предоставить в Минпромторг фотоотчеты о размещении нестационарных торговых объектов.
Власти могут принять решение о размещении таких торговых объектов в одностороннем порядке, предупредила генеральный директор волгоградского ТЦ «Ворошиловский» Надежда Васильева. «Страшно представить ТЦ с этими избушками у центрального входа», — сказала она. По словам Васильевой, киоски «обесценят ТЦ как объект», снизят его доходности и поступление налогов в бюджет. По данным издания, в некоторых регионах работа по рекомендации уже началась.
Несколько регионов сообщили о предложениях правительства крупнейшему российскому ретейлеру X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»), рассказал директор по взаимодействию с органами государственной власти компании Станислав Богданов. Он не назвал сами регионы. X5 Group поддерживает сбыт фермерской продукции — проектом «Фермерский островок» (торговля в формате «магазин в магазине»), через торгово-закупочные сессии и сдачу в субаренду торговых площадей в магазинах, рассказали в компании.
Представитель «Ленты» сообщил, что ретейлер проводит сезонные ярмарки на парковках своих гипермаркетов каждый год, но инициативу по предоставлению мест для нестационарных торговых объектов комментировать не стал. Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров усомнился в том, что у фермеров будет достаточно продукции для постоянной торговли, а не только для аренды торгового объекта в периоды ее избытка.
Председатель совета Союза сыроваров Олег Сирота отметил, что возможность получить место для нестационарного торгового объекта возле ТЦ или крупных магазинов на льготных условиях была бы интересна фермерам и кооперативам, которые самостоятельно реализуют свою продукцию. По его словам, в регионах муниципальная земля поблизости от ТЦ уже занята другими объектами торговли, с которыми заключены долгосрочные договоры. «Это единичные случаи, когда есть возможность поставить нестационарный объект, в лучшем случае можно поставить автолавку или фуд-трак», — сказал Сирота.
Управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский полагает, что при «тонкой настройке» взаимодействия крупных торговых мест с предпринимателями можно в некоторых случаях получить синергетический эффект с общим увеличением продаж. Но «обязаловка не применима», а новые торговые объекты не должны настраиваться, что «получат трафик на благоустроенной территории, то есть придут на все готовенькое и отнимут часть прибыли «наторгованного места», отметил эксперт. Предоставление торговых площадок на льготных условиях или безвозмездно, по мнению эксперта, создаст им значительные конкурентные преимущества перед стационарной торговлей.