Лекарственный детектив: почему из аптек пропал антибиотик «Амоксиклав»
В конце 2022 года, в самый пик сезона гриппа, из аптек пропал один из популярных препаратов — «Амоксиклав». «Был такой антибиотик в Москве, да весь вышел. Понадобилось мне сегодня его купить, а везде очереди из старушек. Когда я, наконец, доходила до окошек провизоров, выяснялось, что никакого «Амоксиклава» в аптеке нет», — пишет москвичка на своей странице в социальной сети «ВКонтакте». «Съездив в пару аптек безрезультатно, я сильно приуныла», — вторит ей в своем сообщении петербурженка. «Была в шести-семи аптеках — нет «Амоксиклава», а в одном из заведений сказали: «Вы что хотели? Нет ни его, ни аналогов. Санкции». А нам его третий врач за неделю прописывает», — сокрушается жительница Оренбурга. Как вышло, что лекарство перестало быть доступным, разбирался Forbes.
Рынок требует
В состав препарата «Амоксиклав» входят два действующих веществам: амоксициллин (антибиотик класса пенициллинов) и клавулановая кислота, которая похожа по структуре на антибиотики, помогает бороться с бактериями и стимулирует антимикробный иммунитет. «Амоксиклав» от производителя Sandoz со штаб-квартирой в Швейцарии и похожие препараты «Аугментин» от британской GlaxoSmith Kline, «Панцефа» от македонской «Алкалоид АД» и российский «Экоклав» от «Авва Рус» называют антибиотиками широкого спектра, то есть лекарствами, исцеляющими бактериальные инфекции верхних дыхательных путей, ЛОР-органов, кишечника, мочеполовой системы и многое другое.
Нехватку антибиотиков широкого спектра СМИ заметили еще в конце октября, Минпромторг подтвердил «РИА Новостям» перебои с поставками «Амоксиклава». «В настоящее время фиксируется повышенный спрос на этот препарат по разным причинам: это и сезонный подъем заболеваемости инфекционными болезнями, и приобретение препарата в аптеках гражданами про запас (несмотря на то, что препарат рецептурный), — цитирует агентство ответ министерства. — Российские производители предпринимают меры по увеличению объема производства».
Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора системы маркировки «Честный знак», которая отслеживает движение больше десяти групп товаров, в том числе лекарств, сообщил Forbes, что «спрос на препараты с действующими веществами амоксициллин + клавулановая кислота в 2022 году составил 14,1 млн упаковок». Кажется, что дефицита нет. «Пиковый объем потребления пришелся на I квартал года, когда было продано 4,5 млн упаковок таких препаратов, — объяснили в ЦРПТ. — На сегодняшний день в аптеках, оптовом звене и у производителей находится более 7 млн упаковок этих лекарств, и при сохранении текущего спроса только имеющихся запасов достаточно не менее чем на полугодие, притом они продолжают пополняться за счет производства».
Есть ли дефицит
В аптечных сетях признают выросший спрос на «Амоксиклав», но комментируют его осторожно. Александр Кузин, генеральный директор Аптечной сети «36,6», вспоминает в разговоре с Forbes весенний ажиотажный спрос на препарат для щитовидной железы L-Тироксин, продажи которого «были за один месяц, как за два года». Началась «специальная военная операция»*, и пациенты, опасаясь исчезновения препарата из аптек, запасались необходимым постоянно лекарством. «В ноябре-декабре был рост уровня гриппа и ОРЗ, — говорит Кузин. — Понятно, что антибиотики пользовались повышенным спросом. Но если доступность конкретного торгового наименования уменьшается, то все равно нельзя сказать, что этого лекарства вообще нет». Кузин ссылается на данные дискаунтера «Аптека Горздрав», который входит в группу «36,6»: «Там «Амоксиклав» есть почти в 200 аптеках. Я уверен, что в Московском регионе он в тысяче-другой точек есть. Да, не лежит в каждой аптеке, но при необходимости можно найти».
Глава Альянса фармацевтических ассоциаций (АФА) Виктория Преснякова говорит, что «спрос на антибиотики, содержащие клавулановую кислоту («Амоксиклав», «Аугментин» и так далее) вырос в связи ростом гриппа, который в этом году протекает с осложнениями». «Если лекарства искать, то найти их можно, но их не то количество, которое требуется рынку», — говорит Преснякова.
Forbes проверил наличие «Амоксиклава» в интернет-аптеках и на сайтах аптечных сетей. 13 января на сайте «еАптеки», предлагающей самовывоз из 1063 аптек, значилось несколько вариантов разной дозировки: пять были в порошке для суспензии от 125 до 1000 мг амоксициллина и три — в таблетках от 500 до 875 мг. На сайте Apteka.ru были таблетки 875 мг и порошок 1000 мг. Сайт «Ригла» предлагал шесть видов таблеток (включая растворимые) от 250 мг до 875 мг и четыре вида порошков от 125 до 400 мг.
Найти выписанную врачом дозировку можно далеко не всегда. Во «ВКонтакте» стали появляться рекомендации врачей по поводу самостоятельного сочетания таблеток антибиотиков этого вида для получения нужной дозировки.
Пациенты ищут в аптеках не любой препарат, а отдают предпочтение импортным, отсекая предложение отечественных дженериков. Кузин из «36,6» признает, что из препаратов широкого спектра импортные пользуются более высоким спросом, нежели российские. «Я бы сказал, что ни сами люди, ни врачи не склонны менять привычки, — говорит он. — Врачи привыкли это выписывать, а люди привыкли потреблять, так и продолжается».
Тем не менее продажи импортного «Амоксиклава» в 2022 году снизились почти в три раза, до 1,9 млрд рублей, а вот антибиотика производства российского «Фармстандарта» продали почти в три раза больше, чем годом ранее, — на 1,4 млрд.
В российском представительстве Sandoz Forbes сообщили, что продолжают поставки препарата в Россию и отгрузки его дистрибьюторам. «Сочетание таких факторов, как увеличение общего спроса на антибиотики и ограниченный объем производственных мощностей, приводит к тому, что некоторые лекарственные формы препарата «Амоксиклав» поставляются в объемах, которые временно не позволяют обеспечить возросшую потребность, — сказано в ответе представительства Sandoz на запрос Forbes. — На глобальном уровне компания Sandoz прилагает усилия для наращивания объема долгосрочных поставок для удовлетворения спроса на препарат «Амоксиклав», включая направление дополнительных инвестиций в расширение своей международной производственной сети по выпуску антибиотиков. Кроме того, на локальном уровне компания взаимодействует с регуляторными органами России для поиска дополнительных возможностей по поставкам препарата в страну».
Российские производители в плюсе. «В минувшем году наша компания увеличила продажи «Амоксициллина» в два с половиной раза, так что рост спроса на него мы определенно чувствуем, — отмечает в своем ответе, переданном Forbes через пресс-службу, Рустем Муратов, генеральный директор «Биннофарм Групп», крупнейшего в России (по оценке RNC Pharma) производителя антибиотиков. — «Амоксициллин» относится к тому же классу бета-лактамных антибиотиков-пенициллинов, что и «Амоксиклав», с дефицитом которого столкнулись московские аптеки».
Аналитики подтверждают нехватку лекарства. «Перебои действительно есть, — подтверждает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma, — в том числе по «Амоксициллину» с клавулановой кислотой». Но причина не только в гриппе и санкциях. По словам Беспалова, «всплеск заболеваемости, безусловно, стимулировал спрос на эти препараты, но если бы не было перебоев в производстве, то эти пики были бы пройдены безболезненно. В ковидных условиях, когда спрос не просто кратно возрастал, а увеличивался на порядки, производители справлялись. Сейчас первопричина — в доступности сырья».
Китайский след
Беспалов подчеркивает, что недостаток сырья для изготовления препарата — «это проблема не исключительно российская, а глобальная». «Были проблемы с производством сырья, в частности клавулановой кислоты, в Китае, и мы как часть глобального рынка едва ли могли остаться в стороне от общей ситуации», — отмечает он.
Преснякова из АФА отмечает, что «дефицит этой группы антибиотиков есть во всем мире — и в Европе, и в Америке». «Большинство фармкомпаний закупает активные вещества в Китае, однако в связи с пандемией с их производством сложились серьезные проблемы из-за массовых карантинов в стране. Цепочка поставок была серьезно изменена, и на мировых рынках возник дефицит активных фармацевтических субстанций», — объясняет Беспалов.
По словам пресс-секретаря Sandoz Лесли Потт, которые передает агентство Bloomberg, «сочетание быстрой смены последствий пандемии и последующих колебаний спроса, ограничений производственных мощностей, нехватки сырья и текущего энергетического кризиса означает, что в краткосрочной перспективе мы столкнемся с уникально сложной ситуацией».
Генеральный директор российской «Биннофарм Групп» Рустем Муратов сообщил Forbes, что ситуация «выглядит достаточно напряженной, особенно в связи с большой волной заражений коронавирусной инфекцией в Китае и ростом производства продукции для борьбы с ней на самом китайском рынке». Однако сложности с поставками оттуда топ-менеджер отрицает. В 2023 году «Биннофарм Групп» планирует открыть в Китае свое представительство.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.