Протесты в Бразилии начались еще осенью, после объявления результатов президентских выборов 31 октября 2022 года, когда победу одержал Луис Инасиу («Лула») да Силва. Сторонники его оппонента, бывшего президента Жаира Болсонару, вскоре после объявления результатов начали называть их подтасованными и утверждать, что выборы были украдены. Да Силва выиграл с незначительным перевесом: в первом туре он набрал 48,43% голосов, а бывший президент Жаир Болсонару — 43,20%. Во втором туре Лула да Силва получил 50,9% голосов и стал президентом. Такой небольшой разрыв действительно может свидетельствовать об усилении антагонизма в обществе. Протестные настроения в Бразилии после выборов накапливались, но вылились в активные действия после 1 января, когда новый президент вступил в должность. В воскресенье, 8 января, тысячи сторонников Болсонару вышли на улицы столицы и взяли штурмом здания Верховного суда и Конгресса и президентский дворец.
Многие аналитики в западных СМИ отметили сходство происходящего в Бразилии с действиями сторонников Трампа, которые штурмовали Капитолий 6 января 2021 года, протестуя против победы Джо Байдена на президентских выборах, и точно так же говорили о махинациях и об украденных выборах. Среди тех, кто подпитывал протестные настроения в Бразилии, были в том числе люди, активно участвовавшие в агитации за возвращение Трампа в президентское кресло два года назад.
Ситуацию уже прокомментировали мировые лидеры (все они поддерживают законно избранного президента Бразилии), а также владельцы соцсетей, в том числе купивший в прошлом году Twitter Илон Маск — он выразил надежду, что бразильцы смогут мирно урегулировать конфликт, а также уволил бразильскую команду, отвечающую за модерацию постов в Twitter. Facebook (принадлежит компании Meta, которая запрещена в России и признана экстремистской) заявил, что будет удалять контент с поддержкой протестов: «Мы считаем, что эти действия носят насильственный характер, поэтому будем удалять весь контент, поддерживающий или восхваляющий протесты». Удаляет видео в поддержку протестов в Бразилии и YouTube.
Почему Бразилия раскололась надвое
Оба политика, участвовавшие во втором туре президентских выборов, уже занимали этот пост раньше, именно поэтому каждый из них имеет свою мощную электоральную базу. Лула да Силва был кандидатом в президенты шесть раз и побеждал на выборах трижды — в 2002, 2006 и 2022 годах. У политика нет образования, кроме курсов токаря-механика, но это не помешало ему построить карьеру с помощью профсоюза и стать в 2010 году самым влиятельным человеком мира по версии Time. Студия New Yorker Films даже выпустила о нем документальную драму «Лула, сын Бразилии». Фильм подвергся критике за поверхностный характер и расценивался бразильцами как попытка повлиять на ход выборов 2012 года. В итоге победу одержала именно ставленница Лулу Дилма Руссефф, которая признавала, что фильм ей действительно помог.
За время пребывания да Силвы у власти вырос уровень образования, улучшилась экономика. Барак Обама говорил, что «любит этого парня», а Тони Блэр назвал его «одним из самых замечательных» лидеров современности. Теперь левый политик возвращается, но уже в возрасте 77 лет. Почему это вызвало такую волну протестов?
Помимо положительных изменений в стране, президентство да Силвы связывают с крупным коррупционным скандалом. В 2014 году выяснилось, что после его прихода к власти некоторые строительные компании получали подряды на крупные проекты для нефтяной компании Petrobras, платили откаты ее топ-менеджерам и перечисляли деньги правящей Партии трудящихся. Бизнесмены, участвовавшие в сделке, получили до 16 лет тюрьмы. Сам Лула да Силва был приговорен к 9,5 году тюрьмы в 2017 году, однако вину он не признал и вышел на свободу спустя два года, а в 2021 году с него и вовсе сняли все обвинения.
Против этого решения тогда активно выступало правительство Жаира Болсонару — государственное обвинение подало апелляцию в Верховный суд, но успеха это не имело. К тому моменту Болсонару был президентом уже два года.
Болсонару известен своими радикальными взглядами — среди прочего он отрицал опасность COVID-19 и был против обязательной вакцинации, говорил, что женский труд должен оплачиваться меньше мужского, а также упростил порядок ношения, применения и получения огнестрельного оружия. «Вы не достойны даже быть изнасилованной», — сказал он однажды во время дебатов депутату Марие Ду Росариу. Журнал The Intercept назвал Болсонару самым мизогинным и преисполненным ненависти чиновником в мире, а The Economist — радикалом, религиозным националистом и апологетом диктаторов, а также сравнил его с Трампом. При этом, по итогам голосования читателей журнала Time, в 2021 году Болсанару стал человеком года.
У Болсанару, при всей его неоднозначности, есть активные сторонники. Сотни тысяч бразильцев, которые выходят на улицы и протестуют против президентства да Силвы, считают, что выборы были сфальсифицированы, многие боятся, что новый президент принесет в страну коммунизм из-за его левых взглядов. Бразильский журналист Марсело Элисардо утверждает, что по большей части протестующими движут слухи и дезинформация: «Они в основном руководствуются теориями заговора, распространяемыми через Telegram и другие социальные сети». В социальных сетях распространялись и призывы к бунту, в основном в WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая запрещена в России и признана экстремистской) и Telegram. Некоторые сообщения призывали нападать на критически важную инфраструктуру, например нефтеперерабатывающие заводы, а другие говорили о необходимости штурма главного проспекта столицы и правительственных зданий.
Другой журналист из Бразилии, Лаис Мартинс, говорил, что количество протестующих сильно преувеличено, а многие популярные видео с протестами — это фейк. Он утверждает, что некоторые из них были сняты во время Дня независимости Бразилии 7 сентября, на самом деле по всей стране сейчас проходит лишь несколько небольших демонстраций. Однако уже в начале января сторонники Болсонару штурмовали Конгресс, Верховный суд и окружили президентский дворец. Полиция восстановила контроль над столицей, а да Силва пообещал наказать всех, кто принимал в этом участие. Кроме того, центр столицы был закрыт на 24 часа по указу президента.
Согласно данным военной полиции, в период с пятницы по воскресенье в столицу страны Бразилиа прибыло не менее 100 автобусов с 4000 демонстрантов. Практически все страны мира выступили с осуждением захвата, а бразильские военные, содействие которых теоретически могло бы коренным образом переломить ситуацию, заявили, что не нашли никаких признаков фальсификации выборов. Об отсутствии нарушений сообщила и Бразильская ассоциация адвокатов.
Бывший президент уже попросил протестующих перестать блокировать дороги и закончить беспорядки, а после покинул страну, со ссылкой на его жену СМИ сообщали, что экс-президент Бразилии был госпитализирован с сильными болями в области живота. В понедельник, 9 января, Болсонару написал в своем Twitter, что мирные демонстрации — это часть демократии, а разрушения и вторжение в правительственные здания — нет.
Однако на бывшего президента все равно завели уголовное дело за то, что он якобы поставил под сомнение результаты октябрьских выборов и злоупотребил властью во время кампании. Среди прочего его обвиняют в том, что он использовал повышение льгот для малоимущих и досрочные выплаты бедным бразильцам для повышения своих шансов на переизбрание.
Как на протесты в Бразилии реагирует мировое сообщество
Представители стран Латинской Америки осудили протесты: президент Колумбии заявил, что «переворот затеяли фашисты» и предложил да Силве свою полную поддержку, предложением о помощи отреагировала и Мексика. Джо Байден назвал происходящее в Бразилии атакой на демократию и мирную передачу власти, практически в тех же выражениях осудил протесты канцлер Германии Олаф Шольц, заявив, что с нападением на демократию нельзя мириться. Поддержали да Силву также власти Великобритании, Китая и Турции, как и большинство лидеров Европейского союза, и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Экс-президент США Дональд Трамп, которого многие считают идейным вдохновителем бразильских протестов, пока сохраняет молчание, зато его бывший советник Стив Бэннон уже назвал протестующих в Бразилии «борцами за свободу» и призвал да Силву провести расследование в отношении выборов.
Ситуацию также прокомментировал спикер российского президента Дмитрий Песков. «Естественно, мы решительно осуждаем действия подстрекателей беспорядков и абсолютно поддерживаем президента Бразилии Лулу да Силву. Мы поддерживаем его действия, направленные на восстановление правопорядка в стране», — сказал он, подчеркнув, что Кремль высоко ценит развитие двусторонних отношений России с Бразилией. Украинские власти не прокомментировали конфликт. В мае 2022 года Лула да Силва заявил, что на президенте Украины Владимире Зеленском лежит часть вины за «спецоперацию»*, кроме того, в российско-украинском конфликте он обвинял власти ЕС и США.
Еще в ноябре аналитики Bloomberg говорили о том, что протесты в Бразилии угрожают обрушить сельскохозяйственную отрасль страны, поскольку протестующие заблокировали дороги и препятствовали поставкам зерна, мяса, топлива и удобрений по всей стране, также была заблокирована часть портов. Кроме того, в краткосрочной перспективе протесты могут вызвать рост инфляции, но серьезных экономических проблем во время правления Лулы да Силвы не ожидается.
Протесты в Бразилии вряд ли каким-либо образом повлияют на мировую экономическую ситуацию, считает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. «Пока решением органов государственной власти Бразилии не ограничены трансграничные валютные операции, препятствующие осуществлению расчетов с зарубежными контрагентами, и/или не введены прямые запреты и ограничения на отправку и прием грузов из-за рубежа, бразильские компании все еще несут ответственность перед своими партнерами в рамках заключенных ранее и заключаемых договоров», — уверен он. «Безусловно, риски неисполнения обязательств, принятых бразильским бизнесом в связи с дестабилизацией политической обстановки, возникают. Но будут ли они реализованы, сказать сложно», — резюмирует эксперт.
Евгений Кузнецов, бывший генеральный директор Российской венчурной компании (РВК) и футурист, уверен, что смотреть на ситуацию нужно более масштабно: «Победа Лулы да Силвы в контексте «большой игры» была не вполне выгодна США, однако текущие события, по форме идентичные штурму трампистами Капитолия, вынуждают их выступить с решительной поддержкой избранного президента». Эксперт объясняет это тем, что да Силва был одним из основных идеологов концепции БРИКС и «открыл ворота» Китаю в Южную Америку, сделав Бразилию получателем почти половины всех инвестиций Китая в регион. С другой стороны, именно Болсонару все больше склонялся к укреплению сотрудничества с США.
Кузнецов утверждает, что одно из самых сильных заявлений да Силвы — это предложение пересмотра состава и полномочий Совета безопасности, что показывает, что при нем БРИКС может снова стать весомым геополитическим игроком: «Сложно сказать, принесет ли это выгоду России, но внешнеполитическое влияние Бразилии в текущей ситуации существенно увеличится».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.