«Коммерсантъ» узнал о готовности «Уралхима» выкупить активы трейдеров зерна в России
«Уралхим» попросил у президента Владимира Путина согласия правительственной комиссии по иностранным инвестициям на сделки по покупке российских активов глобальных трейдеров зерна Cargill и Viterra. Он заявил о готовности выкупить их активы. Обе компании уходить из России не намерены и переговоров о продаже не ведут, пишет «Коммерсантъ»
Крупный производитель удобрений «Уралхим» заинтересовался покупкой российских активов глобальных зерновых трейдеров Cargill и Viterra (прежнее название — Glencore Agriculture). Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо генерального директора «Уралхима» Дмитрия Коняева президенту Владимиру Путину.
Коняев утверждает в письме Путину, что Cargill и Viterra якобы намерены прекратить работу в России в 2023 году, а их деятельность по торговле зерном, включая экспорт, во многом пересекается с бизнесом «Уралхима». Для отгрузок зерна используются те же порты, что и для удобрений, а для транспортировки — суда аналогичного типа, пишет глава производителя удобрений. Он отмечает, что вопрос предварительно обсуждался с Минсельхозом и согласован с ним.
От президента требуется поддержать предложение и поручить правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями выдать «Уралхиму» необходимые разрешения. Письмо был направлено Путину 21 ноября. 22 ноября, по данным газеты, президент расписал его на премьера Михаила Мишустина с пометкой «согласен». Источник в правительстве подтвердил, что вопрос прорабатывается, в «Уралхиме» отказались от комментариев.
Viterra и Cargill — одни из крупнейших экспортеров российского зерна. Viterra совместно с «Деметра-Холдинг» (на 45% принадлежит ВТБ) управляет терминалом в порту Тамань (мощность 5 млн тонн зерна в год) и владеет терминалом в Ростове-на-Дону (1,5 млн тонн в год). Cargill принадлежит доля в терминале КСК в Новороссийске (6 млн тонн в год) и предприятие по выпуску кормовых ингредиентов и продуктов из крахмала и патоки.
В Viterra и Cargill информацию о намерении прекратить работу в России опровергли. Cargill в письме в Минсельхоз, датированным 6 декабря, отмечает, что компания работает в обычном режиме. Планов по уходу нет, переговоров о продаже активов не ведется, говорится в письме. Управляющий директор «Витерра Рус» Николай Демьянов сообщил, что компания продолжает экспорт из России и не намерена продавать активы. Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин отметил, что компании не планируют покидать российский рынок, это подтверждают и неплохие операционные результаты первой половины сезона.
Директор «Совэкона» Андрей Сизов предполагает, что влияние «Уралхима» выросло в последнее время. Он напомнил, что вопрос возобновления транзита российского аммиака по трубопроводу Тольятти—Одесса, который контролируют структуры «Уралхима», был одним из условий России при обсуждении продления зерновой сделки. Тема обсуждалась на встрече Владимира Путина с основателем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным 23 ноября. Путин отметил, что «выигрыш» от разблокировки поставок российского аммиака «для всех участников этого процесса ясен» и пообещал «поработать» с коллегами из ООН над решением вопроса.
Опрошенные газетой юристы отмечают, что получить согласие на сделки от правительственной комиссии в таких условиях сложно. По их словам, чтобы получить разрешения на сделки заявителю нужен доступ к информации от продавца или предварительные договоренности с ним. Источник на зерновом рынке предупредил, что покупка активов помимо воли самих трейдеров может привести к новым сложностям с экспортом зерна из России, а переговоры о транзите по трубопроводу Тольятти—Одесса и снятию санкций с Россельхозбанка сорвутся.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.