«Роскосмос» продал Минобороны за рубль контроль в своей дочерней авиакомпании
Минобороны приобрело контрольный пакет акций авиакомпании «Космос», дочерней «Роскосмосу». Госкорпорация уступила пакет за 1 рубль, Минобороны перешли долги «Космоса». Сделку в корпорации объяснили «внешнеэкономическими факторами», из-за которых снизилась загрузка авиаперевозчика со стороны предприятий отрасли
Специальный летный отряд Минобороны выкупил у «Роскосмоса» 74% акций дочерней госкорпорации авиакомпании «Космос» за 1 рубль. Корпорация оставила за собой 26% акций. Сделка прошла в первом полугодии, рассказал РБК генеральный директор перевозчика Андрей Панкратов и подтвердили в пресс-службе «Роскосмоса».
До 15 июля госкорпорацию возглавлял Дмитрий Рогозин, после — бывший вице-премьер Юрий Борисов. В «Роскосмосе» связали продажу со снижением загрузки авиакомпании со стороны предприятий отрасли, а снижение — с воздействием «внешнеэкономических факторов». Министерству обороны с пакетом акций перешли долги «Космоса», уточнил Панкратов, не называя их сумму.
У «Роскосмоса» есть другой авиаперевозчик — Центр подготовки космонавтов имени Гагарина (в парке два Ту-204). Росавиация в августе 2022 года допустила его к коммерческим полетам. Авиакомпания «Космос» остается авиационным оператором для ракетно-космической отрасли, сказал представитель госкорпорации. Для минимизации рисков иметь две авиационные компании лучше, считает Панкратов.
Представитель госкорпорации отметил, что для загрузки авиакомпании «Космос» с летным отрядом Минобороны проработали «проект коллаборации», покрывающий потребности ракетно-космической отрасли и военного ведомства. Переход авиакомпании под контроль Минобороны позволит обновить флот — в 2023 году авиапарк компании должны пополнить семь машин (пять пассажирских Ту-204/214 и два грузовых Ил-76) со вторичного рынка, сказал Панкратов. По данным Росавиации на конец сентября, парк «Космоса» состоял из трех самолетов: одного Ту-134 и двух Як-42.
Два источника РБК, знакомые с планами компании, рассказали, что для пополнения флота рассматриваются самолеты, которые ранее эксплуатировались Red Wings и «Дальавиа» (хабаровский авиаперевозчик, который обанкротился в 2008 году). По словам Панкратова, схему получения самолетов определят на уровне правительства и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В ОАК подтвердили, что обсуждают передачу Ту-204/214.
В ОАК объяснили, что ее структуры как партнеры могут участвовать в проектах поставок отечественных самолетов со вторичного рынка и восстановления их летной годности. «Ремаркетинг воздушных судов — нормальная практика», — сказали в корпорации. Там отметили, что в первую очередь предприятия ОАК сосредоточены на скорейшем запуске в производство новых гражданских самолетов.
Панкратов полагает, что развитие флота позволит начать финансовое оздоровление авиакомпании — она получит эффективные машины более чем на 200 пассажирских мест, а Ил-76 будут востребованы Минобороны из-за выросших потребностей в перевозке грузов. «Космос» продолжит пассажирские перевозки в Арктике, в том числе из Архангельска на архипелаг Новая Земля, добавил руководитель авиаперевозчика. К регулярным полетам по этому направлению по заказу созданной в 2011 году «Оборонлогистики» авиакомпания приступила летом 2019 года.