Спрос на покупку автомастерских в России вырос в пять раз с начала года
Инвесторы стали чаще интересоваться автосервисами и автомастерскими — спрос на их покупку с начала года вырос в пять раз, подсчитали в «Авито». Растет и спрос на услуги независимых станций техобслуживания (СТО) — их стали чаще выбирать клиенты страховых компаний. Аналитики видят в происходящем на рынке перспективу расширения сервисного бизнеса
Спрос на покупку автомастерских и автосервисов в России с начала года вырос в пять раз, а предложение таких же объектов — вдвое, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты «Авито». Наиболее высокие темпы роста спроса в Краснодаре — в 17 раз, в Екатеринбурге —в 14 раз, в Казани, Перми, Саратове и Красноярске —в 10 раз.
Руководитель категорий «Готовый бизнес и франчайзинг» в «Авито» Илья Дудковский назвал покупку готового бизнеса по обслуживанию автомобилей перспективным направлением с быстрой окупаемостью вложений. Он связал это с повышенным спросом на услуги ремонта и отсутствием формальных ограничений на работу с запчастями, поставляемыми по схеме параллельного импорта. По оценкам «Автостата», в этом году владельцы гарантийных автомобилей стали реже обращаться к официальным дилерам — 77,3% опрошенных автовладельцев против 87,1% в 2018 году. К помощи независимых СТО владельцы машин стали прибегать чаще — 11% в 2022 году и 6,8% в 2018 году.
По словам главы сервисного направления Fresh Auto Ильи Иванского, в 2023 году спрос на услуги вырастет и у официальных дилеров — на 15–30% в силу общего расширения рынка. Он ожидает, что владельцы не захотят продавать автомобили в условиях дефицита и взлета цен, но будут чаще посещать сервисные центры. Директор по сервису «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов прогнозирует спад активности по брендам, ушедшим из России, и рост трафика у официальных дилеров, продающих китайские и российские автомобили.
У самого дилера поток клиентов в слесарном и кузовном цехах сохранился на уровне 2021 года. Число же направлений на ремонт по каско и ОСАГО меньше, чем в 2021 году, примерно на 10–15%, добавил Тимашов. Он назвал основные причины снижения: «вымывание» парка новых автомобилей и спад продлений страховых полисов.
Параллельный импорт в целом помогает решать вопрос с наличием запчастей и комплектующих, отмечает заместитель гендиректора по сервису «Авилона» Алексей Гуляев. По мнению директора департамента урегулирования убытков компании «Абсолют Страхование» Игоря Люкина, специализированные сервисы зачастую предлагают клиенту более широкие возможности для ремонта автомобиля: используют аналоговые или бывшие в употреблении запчасти и сокращают срок ремонта, делая его более быстрым, чем у официального дилера. Доля клиентов, готовых ремонтироваться на специализированном сервисе, увеличилась до 60%, оценил Люкин.
По его словам, у «Абсолют Страхования» доля выплат в денежной форме выросла до 20%. Другие страховщики также отмечают рост денежных возмещений и спроса юрлиц на услуги мультибрендовых СТО. При этом они фиксируют, что развитие параллельного импорта снижает количество отказов от дилеров. Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов считает, что сегмент сервиса в целом будет расти как у дилеров, так и на мультибрендовых сервисных станциях, а «гаражные СТО» останутся прерогативой бюджетных Lada и «старых» Hyundai Solaris и Kia Rio.