Рестораны в России потеряли почти 10% выручки после объявления мобилизации
Обороты российских ресторанов после объявления частичной мобилизации 21 сентября снизились на 9,5%, подсчитали аналитики. Сильнее всего выручка упала у ресторанов среднего ценового сегмента. При этом начало «спецоперации» в конце февраля почти не повлияло на отрасль, а выручка в сфере общепита даже росла на 2,5%
Выручка российских ресторанов в октябре 2022 года упала на 9,5%, говорится в исследовании аналитиков сервиса для автоматизации кафе и ресторанов r_keeper (есть у Forbes). Эксперты рассматривали обороты и средние чеки 2000 заведений по всей стране. Сравнивалось два периода: 22 сентября — 13 октября и 1–21 сентября.
Меньше всего выручка упала у дешевых ресторанов (средний чек до 500 рублей) — на 8,3%, на втором месте дорогие рестораны (средний чек выше 900 рублей), у них снижение выручки на 10,1%, а больше всего обороты упали у заведений среднего сегмента (500–900 рублей за посещение) — 10,8%. «Очевидно, что активность посетителей уменьшилась, потребитель занял выжидательную позицию, в крупных городах заметен отток платежеспособного клиента», — говорится в исследовании r_keeper.
По словам Николая Олигерова, ведущего аналитика сервиса, на рынок общепита влияет рост безработицы, эмиграция среднего класса, падение доходов (от этого больше всего страдают рестораны со средним чеком), а также увеличение числа закрывающихся заведений. Больше всего закрывается кофеен и фастфуд-ресторанов, при этом наблюдается рост открытий недорогих заведений быстрого питания: шаурма, хот-доги, пиццерии.
При этом, как отмечают аналитики, начало российской «спецоперации»* на Украине почти не повлияло на посещение ресторанов. За три недели до 24 февраля и три недели после этой даты выручка точек общепита даже выросла — в среднем на 2,5%. Рост продемонстрировали дешевые заведения (чек до 500 рублей) — на 8,2%. Немного снизились обороты дорогих ресторанов со средним чеком 900–1500 рублей (–4,3%), а в сегменте от 1500 рублей снижение было совсем небольшим (–1,5%).
Самым пострадавшим после начала «спецоперации» рынком, по данным r_keeper, стал Крым: там количество открываемых точек в сравнении с прошлым годом упало на 64,4%. Кроме того, в сравнении с 2021 годом меньше сезонных точек открыли рестораны в Сочи (–32,8%), в Анапе, Геленджике и Новороссийске (суммарно –19,5%), а также в других районах Краснодарского края (–12,7%). В самом Краснодаре рынок вырос на 27,4%, что отчасти связано с закрытием сети McDonald's и открытием большого числа заведений формата фастфуда/стритфуда, отмечают аналитики. Рестораны «Вкусно — и точка» (заменившие McDonald's) Александра Говора работают в Краснодаре с 12 июля. Рост открытий точек общепита по всей России за тот же период составил 2%.
В начале октября Forbes сравнил недели 21–27 сентября и 14–20 сентября и выяснил, что больше всего последствия мобилизации ударили по продавцам ювелирных изделий, магазинам спорттоваров, товаров для строительства и ремонта, фитнес-клубам, музеям и др..
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.