Ozon стал самой популярной франшизой в России
Оборот рынка франчайзинга в 2021 году, по данным Franshiza.ru, вырос на 15% — до 2,4 трлн рублей. Сейчас в России работает 3095 различных брендов франшиз — на 11,3% больше, чем годом ранее. У 30 участников рейтинга самых выгодных франшиз Forbes за девять месяцев 2022 года открылось более 5000 партнерских предприятий, общее их количество достигло 29 000.
Самой популярной франшизой у предпринимателей сейчас является Ozon, под вывеской которого за январь — сентябрь 2022 года открылось 2650 партнерских пунктов выдачи заказов (ПВЗ). На втором месте — сеть продуктовых магазинов «Авокадо», которая приросла 1230 новыми магазинами. Самой невостребованной оказалась франшиза электронного справочника 2GIS — за девять месяцев под этим брендом не было открыто ни одного нового партнерского бизнеса.
«Интерес к франшизам, как и бизнес-активность в стране в целом, напрямую зависит от геополитических событий, — говорит руководитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. — В марте 2022 года интерес к покупке франшизы одномоментно сократился на 30%, все выбрали выжидательную тактику и не были готовы инвестировать в новые проекты». Однако летом рынок вновь набрал обороты, отмечают в Franshiza.ru, но объявление частичной военной мобилизации резко погасило позитивный тренд. По оценке Рождественской, после 21 сентября были заморожены практически все переговоры с новыми партнерами, у сетей сорвалось около 70% запланированных сделок. «Большой проблемой стал выезд из России активного населения в возрасте 25-45 лет — по сути, это целевое ядро покупателей франшиз», — объясняет эксперт.
Тяжелее всех, по ее мнению, переживают кризис франшизы «среднего» ценового сегмента, где стоимость франшизы составляет от 1 до 5 млн рублей. Топ-10 франшиз рейтинга в этой категории обновился на 50% по сравнению с предыдущим годом. Бессменный лидер рейтинга — сеть школ скорочтения IQ007 — выбыл из-за большого количества закрытых точек (по правилам рейтинга, число закрытых в течение года франчайзинговых точек не должно превышать 50% от открытых за тот же период). Сеть магазинов электроники «Позитроника» не вошла в список по той же причине.
Ретейлер косметики MIXIT, который до недавнего времени управлял 120 партнерскими точками, вовсе отказался от участия в рейтинге Forbes — компания решила полностью свернуть свой франчайзинг. «Ситуация в мире, в стране и на рынке уже несколько раз кардинально поменялась. С начала пандемии мы начали продаваться на крупных маркетплейсах, и логичным продолжением стало закрытие франчайзинговых и собственных точек», — объясняет генеральный директор MIXIT Андрей Кришнев. На сегодня в сети осталось всего 27 магазинов по франшизе.
Интерес к франшизам розничной торговли, которые работали на территории торговых центров, снизился к минимуму, что, по мнению Рождественской, происходит из-за ухода из торговых центров ключевых арендаторов. Еще один тренд этого года — рост уровня доверия предпринимателей к российским брендам, которые до событий 2022 года были на втором плане. «Этой весной они показали свои преимущества: возможность адаптироваться под санкции, довольно быстрое принятие решений и мобильность системы», — говорит руководитель Franshiza.ru.
Многие сети сделали акцент в развитии на малые города, добавив соответствующие форматы со сниженными паушальным взносом и инвестициями. Например, сети риэлторских агентств «Этажи» и Century 21 перешли в «нижнюю» группу инвестиций (до 1 млн рублей). Крупные города уже насыщены франшизами, а вот в малых сохраняется большой потенциал для развития. Дальше всех пошел Ozon, которые впервые в России предложил партнерство для сел и поселков с населением до 3500 человек. Пункт выдачи заказа с маркетплейса его партнерам теперь можно разместить в частном доме или сельском магазине.
Как мы считали
Мы проанализировали несколько десятков российских компаний, продающих франшизы. Лонг-лист основан на данных порталов по франчайзингу, мнениях экспертов и базе Forbes. Срок существования франшизы — не менее трех лет (запуск не позднее 2019 года). Данные по выручке, числу своих и партнерских точек нам предоставили сами участники.
Мы оценивали франшизы по пяти критериям: средней годовой выручке одной точки, ROI (коэффициент доходности или убыточности бизнеса), сроку окупаемости, рентабельности и новому показателю — количественному приросту партнерской сети за девять месяцев 2022 года (разница открытых и закрытых точек). В списке 30 компаний, они сгруппированы по объему инвестиций на открытие одной точки и ранжированы с учетом собранной информации.