Российские компании все чаще используют внештатное сотрудничество с самозанятыми и физлицами по ГПХ (договор гражданско-правового характера), говорится в совместном исследовании сервиса «YouDo Бизнес» и платформы HeadHunter (есть у Forbes). В основу исследования легли данные опроса 110 компаний (30% крупных, 14% средних, 25% малых предприятий и 31% микробизнеса), проведенного в сентябре-октябре 2022 года.
56% компаний в России уже работают с внештатниками, еще 9% планируют начать в ближайшее время — таким образом, две трети российского бизнеса привлекают или скоро начнут привлекать персонал вне штата.
Спрос на внештатников высок: каждая десятая компания привлекает к сотрудничеству от 30 до 100 внештатников. Больше 100 внештатников требуется каждой тридцатой компании.
Чаще всего на внештатную работу бизнес ищет маркетологов, рекламщиков и пиарщиков (с ними работают или планируют начать 47% компаний), IT-специалистов (44%), курьеров (25%), рекрутеров (23%), грузчиков (23%) и дизайнеров (22%).
«Положительным трендом, является широкое присутствие профессий «белых воротничков» в роли внештатного персонала для бизнеса, в частности маркетологов, специалистов по рекламе и PR, дизайнеров, юристов. Именно эти профессии в текущем году оказались в числе лидеров по снижению количества вакансий с постоянной занятостью в отличие от «синих воротничков», дефицит которых остается сильным. Гибкие формы занятости, которые получили развитие на рынке труда после пандемии, способны нивелировать и сбалансировать негативные последствия кризисов для разных профессий и для самого бизнеса, позволяя ему успешно решать бизнес-задачи в условиях ограниченных ресурсов на персонал», — отмечает Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru.
Больше половины компаний, которые сотрудничают с самозанятыми, привлекает в них простота массового найма (53%), остальные говорят о скорости выхода исполнителя (47%), простоте оформления (39%), возможности закрывать пробелы в периоды пиковой нагрузки (30%).
Лишь 20% респондентов среди преимуществ отмечают выгодный налоговый режим: сотрудничая с юрлицами, самозанятые платят налог в размере 6%. Практика показывает, что этот процент нередко закладывается в сумму вознаграждения, говорится в исследовании.
Среди минусов работы с самозанятыми самыми чувствительными компании считают необходимость адаптировать внештатника под специфику бизнеса, важность отслеживания статуса самозанятых и получения чеков за оплаченные услуги.
Специальный налоговый режим для самозанятых в России был введен в 2019 году. Работающие по такой схеме предприниматели отчисляют в бюджет 4% с суммы дохода от физлиц и 6% с доходов от компаний. С 2019 года, по поданным Федеральной налоговой службы (ФНС) на июль 2022 года, в качестве самозанятых зарегистрировались уже 5,4 млн человек. С начала эксперимента самозанятые задекларировали доходы на сумму 1,1 трлн рублей и уплатили налоги на 40 млрд рублей. Общий доход самозанятых в день составляет более 2 млрд рублей. По данным ФНС, средний возраст самозанятых — 35 лет. Самому молодому — 14 лет, а самому пожилому самозанятому исполнилось 94 года. Больше всего самозанятых зарегистрировано в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и Татарстане.
По прогнозам маркетплейса для самозанятых Qugo, к концу 2024 года число самозанятых в России может достигнуть 8 млн человек.