Владимир Путин, выступая 12 октября на форуме «Российская энергетическая неделя», заявил, что «утраченный объем транзита по «Северным потокам» по дну Балтийского моря мы могли бы переместить в регион Черного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего природного газа в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы, — если, конечно, в этом заинтересованы наши партнеры».
Министр энергетики Турции Фатих Донмез заявил на форуме, что впервые слышит об этом предложении. «Мы впервые слышим о вопросе снабжения Европы обходными маршрутами, о котором говорил в своем выступлении президент Путин. Поэтому пока рано давать оценки», — цитирует турецкого министра Reuters. В четверг, 13 октября, Путин проинформировал об идее президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. 14 октября Эрдоган заявил, что международный газовый хаб будет создан в европейской части страны в кратчайшие сроки.
«Утерянные мощности на севере, на Балтике, могут быть перенесены в Черное море — это актуальная и своевременная постановка вопроса, — сказал, выступая на форуме, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Он полагает, что черноморский маршрут гораздо безопаснее, чем балтийский. Газопровод «Турецкий поток» проходит только через две экономические зоны и через территориальные воды двух стран — России и Турции. Глубина моря там гораздо больше, чем на балтийской трассе, — 2 км 150 м против 210 м. «Турецкий поток» показал себя как надежный маршрут поставок газа как в Турцию, так и на европейский рынок.
Есть ли возможности
Озвученная идея создания турецкого хаба для поставок российского газа в ЕС выглядит достаточно неожиданно, но лишь на первый взгляд, пишет главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Идея создания хаба для продажи российского газа в страны ЕС на территории Турции обсуждалась еще на стадии реализации проекта «Турецкий поток», напоминает эксперт. Один из вариантов предполагал, что газовый хаб будет создан на турецко-греческой границе и страны Евросоюза будут самостоятельно строить инфраструктуру для приема российского газа на своей территории.
Кроме того, отмечает Громов, еще ранее, в рамках реализации проекта «Южный поток», предшественника «Турецкого потока», предполагалось, что общая мощность трубопровода для поставок российского газа по дну Черного моря составит 63 млрд куб. м в год. Таким образом, у России уже существует «трубопроводный» задел как минимум на своей территории для удвоения поставок по южному коридору. Остается лишь достроить необходимые трубы на 31,5 млрд куб. м. в рамках уже существующего маршрута «Турецкого потока» через Черное море и согласовать с Турцией условия дальнейшего партнерства в части маркетинга российского газа на европейском рынке, полагает эксперт.
С Громовым не согласны другие аналитики. Возникает вопрос: кто будет строить новый трубопровод, говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Он напоминает, что при строительстве «Северного потока — 2» Россия сама достраивала последний участок газопровода. В этом участвовали российский трубоукладчик «Академик Черский» и трубоукладочная баржа «Фортуна». «Но это было на мелководье, ведь Балтийское море относительно мелкое, а Черное море глубокое, — говорит аналитик. — Я совершенно не уверен, что «Академик Черский» или судно «Фортуна» способны эту трубу построить. Может быть, в России эти компетенции появятся через какое-то время, я сам сторонник развития таких компетенций, но не уверен, что такое строительство можно осуществить быстро».
Укладку труб для «Турецкого потока» вела швейцарско-нидерландская компания Allseas. Эта же компания занималась укладкой труб для газопровода «Северный поток — 2», но в декабре 2019 года в результате объявленных США санкций Allseas приостановила свое участие в проекте и вывела из Балтийского моря суда, которые занимались прокладкой трубопровода. «Как мы помним, достройка последних 6% «Северного потока — 2» силами российских трубоукладчиков заняла почти год, — говорит независимый аналитик Елена Ананькина. — В Черном море глубины больше, да и санкции сейчас намного жестче. Технические проблемы, может, и можно со временем решить, вопрос — зачем?»
Может ли проект заинтересовать Европу и Турцию
«Во-первых, проектирование и строительство любого нового крупного подводного трубопровода заняло бы годы, — объясняет Forbes старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. — Во-вторых, для последующей продажи этого газа в Европу, вероятно, потребуется политический прорыв. А в этом случае существует множество экспортных мощностей через Украину и газопровод «Ямал — Европа», также можно отремонтировать линии «Северного потока».
Важнейший вопрос: как доставить этот газ европейцам и на каких условиях, говорит Громов из Института энергетики и финансов. «Рынки для газа, поступавшего по «Северному потоку — 1», и для газа, поступающего в Европу по Балканскому потоку (магистральный газопровод, ответвляющийся от «Турецкого потока» и идущий из Турции в Венгрию через Болгарию и Сербию), — это разные рынки, — говорит эксперт. — Очевидно, просто переконфигурировать потоки внутри ЕС не получится, поскольку крупных газотранспортных перемычек между Северо-Западной и Южной Европой попросту нет». Громов сомневается в нужности этого проекта, учитывая решимость стран ЕС отказаться от российского газа в самое кратчайшее время. «По факту российский газ остро необходим странам ЕС в ближайшие два-три года, а потом потребность в нем начнет резко ослабевать, — отмечает эксперт. — Да, Европа дорого заплатит за свой отказ от российского газа, но мы пока не видим готовности ЕС идти на какие-либо компромиссы с Россией в вопросах своего энергоснабжения».
С другой стороны, по словам Громова, и для Турции роль классического транзитного хаба для «проблемного» для ЕС российского газа уже не столь заманчива, как это было еще несколько лет назад. «Интересным решением могла бы быть доставка российского газа морским путем до территории Турции, где российский газ менял бы «прописку» на турецкую, а далее уже сама Турция занималась бы маркетингом полученного ею российского газа, выступая в столь знакомом для себя качестве посредника», — считает Громов.
Самый главный вопрос: кто этот газ будет покупать, говорит Митрахович из Финансового университета. Он отмечает, что на юге Европы единственная страна с серьезной промышленностью — это Италия, в соседних с ней странах потребление газа значительно меньше и серьезные закупки газа ими вряд ли возможны. «То есть чтобы туда какую-то трубу вести, надо создавать инфраструктуру, чтобы качать газ с юга Европы в Германию, — говорит Митрахович. — Но это упирается в вопрос отношений России с Германией, мягко говоря, конфликтных. Конечно, в Германии есть промышленное лобби, которое хотело бы с Россией работать, но пока идет острый политический конфликт, совершенно очевидно, что это лобби будет бессильно». Ради одной Турции туда вряд ли имеет смысл поставлять большие объемы, полагает Митрахович. Может быть, что-то можно было бы заместить на турецком рынке, учитывая то, что страна большая, промышленная, а газ российский относительно дешев. Но у Турции есть масштабные планы собственной добычи плюс около Турции есть другие страны с газовыми запасами, отмечает он.
«Идея газового хаба в Турции — логичный элемент одного из сценариев альтернативной реальности, в котором Россия по-прежнему считается надежным поставщиком газа и может позволить себе сразу несколько многомиллиардных строек века, включая «Силу Сибири — 2», «Турецкий поток — 2», СПГ на Балтике, а европейские потребители будут рады профинансировать строительство новых трубопроводов в Южной Европе, чтобы забирать дополнительные объемы газа от турецкой границы», — говорит Ананькина. В реальности же, по ее словам, европейские политики и аналитики обсуждают, не перекроет ли Россия газовый кран, и строят планы по постепенному отказу от российского газа и от газа в принципе. Кроме того, добавляет она, безопасность российских кораблей в Черном море не гарантирована, газ Западной Сибири некуда продавать, так как внутренний рынок слишком маленький, контракт с Китаем на поставки по «Силе Сибири — 2» пока не подписан, а «Газпрому», кроме мегастроек, надо платить еще и повышенный НДПИ на 1,2 трлн рублей. В Южной Европе, напоминает аналитик, трубопроводы действительно строятся, но скорее для снижения зависимости от российского газа, например, чтобы Болгария могла получать азербайджанский газ по трубопроводу TAP-TANAP или от греческого СПГ-терминала. «Как эти две реальности совместить? — спрашивает Ананькина. — В лучшем случае — продолжение поставок по «Турецкому потоку», возможно, с предоставлением потребителям скидок и отсрочек платежа. В худшем — никак». Таким образом, никаких масштабных инвестиций в подобный проект в ближайшее время аналитик не ожидает.
Ананькина также напоминает, что Турция действительно давно стремилась стать газовым хабом и определенные предпосылки для этого у нее есть: Турция получает газ из России («Голубой поток», «Турецкий поток», раньше — Трансбалканский газопровод через Болгарию), Азербайджана (TAP-TANAP, сейчас расширяется, а Государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR — один из крупнейших инвесторов в Турции), Ирана и из собственных СПГ терминалов.
Турция планирует начать добычу на собственном газовом месторождении Сакарья в Черном море. Через территорию Турции идет несколько газопроводов в Европу, у самой Турции довольно диверсифицированный энергобаланс (уголь, возобновляемые источники, к 100-летию революции в IV квартале 2023 года планируют запустить первую очередь АЭС Аккую). Но газ в Турции, как и в Европе, импортный и дорогой. Турецкая лира при этом крайне волатильна и слабеет: на 1 января 2022 года курс лиры к доллару был 13,32, на 10 октября уже 18,58, на это повлиял в том числе импорт дорогих энергоресурсов по высоким долларовым ценам. Турецкая нефтяная компания BOTAS попросила об отсрочке части платежей за российский газ до 2024 года по примеру венгерской MVM, которая такую отсрочку уже получила, говорит независимый эксперт Елена Ананькина.