К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

The Bell узнал об отказе акционеров «Алиэкспресс Россия» от финансирования компании


Китайская Alibaba после 24 февраля отказалась инвестировать в «Алиэкспресс Россия», а следом вложения в проект остановили и российские акционеры, узнал The Bell. Как пишет издание, проект сократил более 50% сотрудников и отказался от локального маркетплейса, способного конкурировать с Wildberries и Ozon

После начала российской «спецоперации»* на Украине все акционеры «Алиэкспресс Россия» отказались от вложений в проект, рассказали три источника The Bell на российском рынке e-commerce, знакомые с ситуацией в компании. Крупнейшая доля в «Алиэкспресс Россия» принадлежит китайской Alibaba Group (47,85%). Другие акционеры — это российские структуры: USM Алишера Усманова (24,3%), VK (15%) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ, 12,8%).

Первой еще в конце 2021 года инвестиции в проект остановила VK, когда ее новые владельцы «Согаз» и Газпромбанк решили сократить затраты на немедийные активы. В отчетности за первый квартал 2022 года VK указала, что полностью списала инвестиции в СП (почти 10 млрд рублей) из-за обесценения доли.

Но определяющей стала позиция Alibaba — после 24 февраля компания уведомила партнеров, что прекращает инвестировать в проект, рассказали три источника The Bell. По словам одного из них, Alibaba остановила инвестиции «чисто по политическим причинам». Другой собеседник утверждает, что после 24 февраля китайцы «без всяких ссылок на политику» «фактически сказали, что инвестировать больше не будут».

 

После этого инвестиции прекратили USM и РФПИ, которым, по словам одного из собеседников, «стало не до этого». Он допустил, что если бы Alibaba решила бы продолжить вкладываться, то кто-то из российских акционеров последовал бы за ней — «но Alibaba сказала, что ей это больше неинтересно».

В 2022 году Alibaba планировала вложить в развитие проекта порядка 20 млрд рублей, рассказал источник, знакомый с ситуацией в «Алиэкспресс Россия». У проекта и у его акционеров были амбициозные планы, но после начала «спецоперации» партнерство с российскими компаниями стало токсичным для Alibaba, сказал источник. В последний раз акционеры «Алиэкспресс Россия» инвестировали в компанию в 2021 году, в сумме вложив $400 млн.

 

С февраля, по информации источников, «Алиэкспресс Россия» сократила более 50% штата. До начала «спецоперации» штат компании насчитывал около тысячи сотрудников. Кроме того, компания сокращает крупнейшие логистические проекты, в том числе отказывается от большей части площадей в строящемся логопарке «Обухово» в Подмосковье (планировалось арендовать 180 000 кв. м.) и ищет покупателей на логистический терминал в Екатеринбурге (должен был стать первым большим региональным складом компании в России), рассказали собеседники The Bell.

По словам источников, остановлены рекламные кампании и маркетинговые активности, компания отказалась от локального маркетплейса, способного конкурировать с Wildberries, Ozon и «Яндексом». На его развитие у команды ушли последние три года. По словам источника, сейчас у компании остались только проекты, спланированные до 24 февраля.

«Сворачиваться, закрываться или продаваться компания не будет. Ужавшись, она может существовать в нынешнем виде, в лучшем случае работая «в ноль», — говорит собеседник The Bell. Но из-за отсутствия собственной инфраструктуры и быстрой доставки «Алиэкспресс» будет постепенно проигрывать долю конкурентам, считает он. 

 

«Алиэкспресс Россия», VK, РФПИ и USM отказались от комментариев по этому вопросу. Alibaba не ответила на запрос The Bell.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+