Крупный ретейл предупредил о вымывании с полок импортных коньяка и виски
Крупные торговые сети ожидают вымывания с полок остатков импортного алкоголя, ассортимент которого сократился на 40–95% год к году, в ближайшие три месяца, а также роста цен. Выходом мог бы стать параллельный импорт спиртного. На фоне угрозы дефицита сети рассчитывают сами ввозить известные бренды, отмечают эксперты
Ассортимент импортного алкоголя в федеральных торговых сетях в ближайшие месяцы может сократится на 40-50%. За июнь— август он уменьшился на 40-95% в зависимости от категории спиртного, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ, в которую входят ретейлеры X5 Group, «Магнит», «Лента», Auchan, «Азбука вкуса» и другие).
Импорт алкогольных напитков с июня по август у федеральных ретейлеров снизился на 60—100%, по данным ассоциации. Поставки игристых вин из Шампани полностью прекратились, на 70% упал импорт виски, на 60% — ввозного пива и коньяка из Франции. С февраля закупочные цены на импортный алкоголь выросли на 27-40%, а по отдельным категориям — 70%, отметили в АКОРТ.
По итогам первого полугодия ввоз всех крепких напитков сократился почти на 35%, до 32,65 млн л, а виски — почти на 50%, до 11,8 млн л. О сворачивании бизнеса в России объявили в Diageo (бренды Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys). Beam Suntory (Jim Beam) и Edrington (Macallan) сообщили о продаже российского дистрибутора Maxxium Russia местному руководству. В проект дополнений в перечень товаров для параллельного импорта (ввоза без согласия правообладателя/производителя) вошли алкогольные бренды Moet, Veuve Clicquot, Absolut, Hennessy, Jack Daniel’s, Jim Beam и другие, как и просила АКОРТ.
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев назвал параллельный импорт ушедших алкогольных брендов оптимальным способом пополнения ассортимента в преддверии высокого спроса в зимние праздники. По его словам, лицензирование, ЕГАИС и маркировка специальными марками позволяют быть уверенным в качестве и подлинности ввозимой продукции. Караваев добавил, что уход популярных брендов ведет к снижению конкуренции и грозит ростом закупочных цен на алкоголь и доли теневого рынка.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев прогнозирует, что доля крупных сетей в импорте вин в этом году может достичь 70%, а сейчас у них появился шанс заняться прямым импортом известных брендов. Это позволит не только удовлетворить спрос, но и поднять ценность ассортимента, что важно самим гипермаркетам, крупным супермаркетам и профильным магазинам. По его словам, уход крупных алкогольных брендов облегчил конкуренцию российским дистрибьюторам и производителям.
Дистрибьюторы и производители не видят угрозы роста цен, но исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин допускает исчезновение скидок и акций. По словам гендиректора алкогольного дистрибьютора АСТ Леонида Рафаилова, разрешение алкогольных брендов к параллельному импорту станет препятствием для возобновления их поставок в Россию. Собеседник отметил, что из России не ушли пока Bacardi (Martini, Dewar’s, William Lawson’s), Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut) и Campari.
Директор по связям с госорганами в Восточной Европе Bacardi Сергей Пономарев предупредил, что параллельный импорт может обернуться «шквалом контрафактной продукции». Bacardi не прекращала поставки клиентам, напомнил он, назвав разговоры о дефиците импортного алкоголя преувеличенными. Президент Ladoga (производит водку «Царская», джин Barrister, виски Fowler’s и другие алкогольные напитки) Вениамин Грабар сказал, что для восполнения ассортимента нужна готовность крупного ретейла к пересмотру позиций на полках в пользу российских спиртных напитков и оставшихся импортных поставщиков.
В Luding Group видят рост спроса на крепкие напитки Армении и Грузии и запускают новые бренды водки, коньяка, джина и виски. По мнению Липилина, нехватку шотландского виски не поможет восполнить даже параллельный импорт, а для коньяка можно найти замену от небольших производителей.