Декларация о намерениях: как Еврокомиссия хочет сбить цены на электричество
Европейская комиссия (ЕК) предложила ряд чрезвычайных мер по сокращению спроса на электроэнергию, которые, по ее расчетам, помогут снизить стоимость электричества, а также по перераспределению сверхдоходов энергетического сектора в пользу конечных потребителей. «Это дополняет ранее согласованные меры по заполнению газовых хранилищ и снижению потребления газа для подготовки к предстоящей зиме, — указывается в сообщении ЕК. — Комиссия также продолжает свою работу по улучшению ликвидности операторов рынка, снижению цен на газ и реформированию структуры рынка электроэнергии на долгосрочную перспективу».
Предложения ЕК должны быть рассмотрены на встрече министров энергетики ЕС 30 сентября.
Стремительный рост цен на электроэнергию в Европе напрямую связан с высокой ценой на газ в связи со значительной ролью в покрытии спроса на электроэнергию работающих на газе электростанций, говорится в материалах ЕК. Кроме того, отмечает Еврокомиссия, выработка электроэнергии снизилась в последние месяцы из-за летней засухи и закрытия некоторых старых электростанций. Это способствовало образованию дефицита энергии и росту цен на энергоносители, которые ударили по потребителям и промышленности и затормозили восстановление экономики после пандемии. С июля 2021 года розничные цены на электроэнергию выросли почти на 50% в годовом исчислении, указывает ЕК.
Снизить потребление электроэнергии
ЕК предложила государствам — членам ЕС взять на себя обязательство снизить потребление электроэнергии не менее чем на 5% в выбранные часы пик, когда выработка электроэнергии на газе оказывает значительное влияние на цену. Страны ЕС должны будут определить 10% часов с самой высокой ожидаемой ценой и снизить спрос в это время. Комиссия также предлагает государствам-членам снизить общее потребление электроэнергии предстоящей зимой как минимум на 10%. По мнению авторов плана, снижение спроса в часы пик приведет к сокращению потребления газа для выработки электроэнергии на 1,2 млрд кубометров, или на 4% в течение зимы 2022–2023 годов.
«Меры по снижению потребления электроэнергии могут дать желаемый результат, если цены на нее в пиковые часы будут повышены, — возражает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. — Снизилась платежеспособность населения, у него накопились долги по оплате счетов за электричество».
«Даже если удастся добиться принципиального согласия всех стран ЕС, каждой стране надо будет проработать детальные технические предложения, как отслеживать потребление электричества и как наказывать за несоблюдение новых правил. К этой зиме вряд ли можно успеть, — полагает независимый эксперт Елена Ананькина. — Пиковое потребление электричества — это прежде всего население: люди вечером пришли домой, включили свет, чайник, плиту, утюг и телевизор. Заставлять людей менять привычки непросто, а отключать вечером свет — непопулярно». У промышленных предприятий, например у химических или металлургических заводов, часто бывает непрерывный производственный цикл с ровным графиком потребления, говорит Ананькина. На потребляемые этими предприятиями объемы газа есть контракты, не обязательно с «Газпромом». А теперь, в соответствии с планом, им предлагается поделиться законтрактованным газом и чуть ли не останавливать производство, отмечает эксперт.
Снижение пиковой нагрузки на 5% и общего потребления электроэнергии на 10% означает, что ЕК в первую очередь хотела бы ограничить потребление в энергоемких отраслях промышленности, считает заместитель руководителя Экономического департамента Института экономики и финансов (ИЭС) Сергей Кондратьев. По его мнению, этот план выглядит логичным, но необходимо учитывать, что структура спроса на электроэнергию заметно отличается от страны к стране. Например, во Франции, Италии и Испании распространенной практикой является использование электроэнергии на нужды отопления, и чтобы выполнить норматив Еврокомиссии, им придется либо еще больше ослабить требования к обогреву помещений, либо сократить потребление электроэнергии более чем на 10%, отмечает эксперт. «На мой взгляд, эти ограничения могут привести как минимум к очень серьезному снижению экономической активности, особенно в экономиках Южной Европы, сильно зависящих от использования природного газа», — говорит Кондратьев.
Урезать доходы «инфрамаржинальных» производителей
Следующим предложением является временное ограничение доходов «инфрамаржинальных» производителей электроэнергии, то есть производителей с низкими затратами. В эту группу включены использующие возобновляемые источники энергии атомные электростанции (АЭС) и электростанции, работающие на буром угле. Они поставляют в сеть электроэнергию по ценам ниже тех, которые устанавливают более дорогие производители, использующие нефть и газ. «Эти производители получают исключительные доходы при относительно стабильных эксплуатационных расходах, поскольку дорогие газовые электростанции повышают оптовую цену на электроэнергию», — отмечает комиссия.
Верхний предел доходов предлагается установить исходя из цены €180 за мегаватт-час, что «позволит производителям покрыть свои инвестиционные и эксплуатационные расходы без ущерба для инвестиций в новые мощности». Доходы сверх установленного уровня будут собираться правительствами стран ЕС и использоваться для снижения счетов потребителей электроэнергии. Государствам ЕС также предлагается «в духе солидарности» заключать двусторонние соглашения о распределении части сверхдоходов, получаемых государством-производителем, в пользу конечных пользователей в государствах с низким уровнем производства электроэнергии. Такие соглашения должны быть заключены до 1 декабря 2022 года. Комиссия подсчитала, что государства ЕС смогут получить до €117 млрд от предлагаемого временного ограничения доходов «инфрамаржинальных» производителей электроэнергии.
Предложенная цена в €180 за мегаватт-час существенно ниже нынешнего уровня цен в ряде европейских стран. В пятницу 16 сентября в Германии оптовая цена электричества на день вперед составляла €201, во Франции — €399. В то же время на рынках, где цена не зависит от российского газа (Испания, Португалия, Скандинавия) цена на сегодняшний день ниже €180. Разница в ценах возникает из-за неразвитости инфраструктуры: сетей не хватает, и не всегда удается передать электричество в нужную точку в нужный момент, поясняет Ананькина.
По мнению Кондратьева из ИЭС, предел в €180 за мегаватт-час может оказаться недостаточным. По словам эксперта, при выработке одного мегаватт-часа электроэнергии на буроугольных ТЭС выбрасывается 2–2,5 т углекислого газа. Таким образом, только платежи за выбросы для таких ТЭС при текущих ценах в Европейской системе торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS) в €70–72 за тонну углекислого газа могут составлять €140–150 за мегаватт-час. Кондратьев сомневается, что остающихся €30–40 этим электростанциям хватит на покрытие всех издержек, включая налоги и покупку дорожающего топлива. «Для атомных электростанций и отрасли возобновляемой энергетики предел в €180 вполне комфортен, но здесь остаются вопросы к технической готовности АЭС, включая постоянные выводы старых энергоблоков во внеплановые ремонты, и к погоде, поскольку безветренная погода обрушивает выработку ветряных электростанций (ВЭС)», — отмечает эксперт.
«Хотя само по себе перераспределение средств от производителя к потребителю понятно в период кризиса, но если этот процесс будет затягиваться, то дестимулирование инвестиций будет слишком масштабным», — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. При подобном перераспределении, полагает аналитик, теряется стимул к инвестициям: зачем вкладывать средства в возобновляемые источники энергии или даже в традиционные источники, если может прийти евробюрократ и ограничить вашу прибыль? Таким образом можно ограничить доходы и любых других производителей, а это путь к утрате доверия между бизнесом и властью, говорит Митрахович.
«Солидарный взнос»
В качестве третьей меры комиссия предлагает ввести «временный солидарный взнос» из сверхприбыли, полученной в нефтяном, газовом, угольном и нефтеперерабатывающем секторах. Этот взнос, по плану комиссии, должен собираться государствами ЕС с прибыли, полученной в 2022 году и превышающей 20% от уровня средней прибыли за предыдущие три года. По оценке ЕК, этот взнос может принести около €25 млрд, которые перенаправят потребителям энергии, в частности, уязвимым домохозяйствам, компаниям, пострадавшим от энергетического кризиса, и энергоемким отраслям. Государства ЕС также смогут из этих средств финансировать различные трансграничные проекты в соответствии с планом REPowerEU по сокращению зависимости от российских ископаемых видов топлива и ускорению перехода к «зеленым» технологиям. Наконец, полученные средства можно частично использовать для финансирования мер по защите занятости или поощрения инвестиций в возобновляемые источники энергии и энергоэффективность в целом.
«Думаю, что заключение «соглашений о солидарности» не будет пользоваться спросом — передавать третьим странам деньги, которые можно потратить на своих потребителей, вряд ли кто-то захочет, — полагает Кондратьев из ИЭС. — Установление сбора на сверхприбыль — хорошая идея, но не уверен, что европейский бизнес проявит социальную ответственность и сознательность, скорее компании будут пытаться уйти от налога за счет разделения финансовых потоков, создания новых сбытовых компаний и так далее».
Меры по созданию «компенсационного» фонда снизят социальную напряженность, но негативно скажутся на поставщиках электроэнергии, которые вынуждены будут отдавать «сверхприбыли» в этот фонд, что может привести к снижению объемов производства и потенциально спровоцировать новый дефицит электроэнергии и рост закупочных цен, полагает Миронюк из «БКС Мир инвестиций».
Могут пострадать страны с высокой долей импорта электроэнергии, например Литва, с которой соседи могут отказаться работать по новым правилам, соглашается Кондратьев из ИЭС. «В условиях, когда электроэнергии не хватает и ее себестоимость может быть выше лимита, как в случае с газовыми и угольными ТЭС, все будут стремиться обеспечить в первую очередь себя, что может привести к обрушению перетоков электроэнергии между странами», — полагает он.
Изменить ценообразование на рынке электроэнергии
В дополнение к перечисленным мерам комиссия также предлагает расширить инструментарий установления цен на электроэнергию для оказания дальнейшей поддержки потребителям. «Предложения позволят впервые установить регулируемые цены на электроэнергию ниже ее себестоимости и расширить линейку регулируемых цен для малых и средних предприятий», — говорится в заявлении комиссии. Конкретных предложений в документах ЕС не приводится. Ранее ЕК озвучивала идею «отвязывания» цены электричества от цены газа. Комиссия в сотрудничестве с Европейским управлением по надзору за рынком ценных бумаг (ESMA) и Европейской службой банковского надзора (EBA) также работает над совершенствованием рынка деривативов с тем, чтобы обеспечить государствам ЕС, компаниям и потребителям защиту от слишком больших колебаний цен.
«Предлагаемые меры носят чрезвычайный характер и поэтому должны быть ограничены во времени», — говорится в документах ЕК. В частности, сокращение потребления электроэнергии должно начаться не позднее 1 декабря 2022 года и продолжиться до 31 марта 2023 года. Комиссия собирается провести мониторинг результатов применения этой меры до 28 февраля 2023 года и представить отчет об основных выводах Совету Европы. «Солидарный взнос» сектора энергетики с использованием ископаемого топлива предлагается собирать в течение одного года после вступления плана в силу. К 15 октября 2023 года комиссия намерена провести исследование эффективности этой меры и также представить отчет об основных выводах Совету Европы.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила в среду, 7 сентября, что комиссия продолжит поиск других путей снижения цен для европейских потребителей и промышленности и ослабления давления на рынок. В частности, комиссия намерена расширить обсуждение с государствами-членами наилучших способов снижения цен на газ, а также проанализировать различные идеи по установлению предельных цен на топливо.
Декларация о намерениях
«План ЕК — совершенно понятная декларация о намерениях, — считает Ананькина. — Без согласованных действий всех стран и серьезного изменения потребительских привычек и производственных процессов пройти эту зиму Европе будет трудно. И если европейские правительства уже тратят миллиарды на защиту потребителей и спасение энергокомпаний (национализация EDF, финансовая поддержка Uniper, Fortum, Wien Energie), было бы трудно ожидать, что они не попробуют вмешаться. Невидимая рука рынка не работает, правительства пытаются действовать механическим протезом, если не железным крюком регулирования. У этого метода масса неприятных побочных эффектов: искажение ценовых сигналов, инвестиционных стимулов. Но избираемые политики не могут позволить себе бездействовать».
По мнению эксперта, реализовать предложения ЕК будет очень трудно. План требует одобрения на уровне каждой страны, а этого нелегко добиться: вопрос слишком дорогой, социально значимый, политизированный, позиции и интересы разных стран объективно различаются, отмечает Ананькина. «Правительствам трудно заставить население мерзнуть, а заводы останавливаться ради помощи соседям, — говорит она. — Многие европейские страны уже ввели у себя отдельные меры регулирования, такие как субсидии потребителям, налоги на негазовую генерацию, и непонятно, как их теперь синхронизировать в общеевропейским механизмом».
На сложности согласования плана ЕК также указывает Миронюк из «БКС Мир инвестиций». «Электросетевые и генерирующие компании для стран Европы являются стратегическими, и они тесно связаны с вопросами экономического суверенитета. Частью этого суверенитета для принятия плана придется поступиться, — говорит эксперт. — Даже если план ЕК будет принят, сомнительно, что страны поставщики и потребители смогут продолжительное время его придерживаться, а принятые решения не станут предметом споров и оспаривания в судах».
«Пока призывы Европейской комиссии — именно призывы, а не новая регуляторная база», — полагает Митрахович из Финансового университета. По его словам, Европейская комиссия может претендовать лишь на роль организатора, координатора этих усилий, поскольку у нее нет полномочий заставлять какие-то страны и тем более потребителей что-то делать. Чтобы комиссия получила необходимые полномочия, указывает эксперт, за это должны проголосовать большинство стран Европейского союза представляющих в Совете Европы не менее 60% населения. «Пока у меня нет уверенности, что проголосует достаточное количество стран, — говорит эксперт. — Многие попытаются вести себя по принципу «спасаю себя сам».
«Хотя само по себе перераспределение средств от производителя к потребителю понятно в период кризиса, но если этот процесс будет затягиваться, то дестимулирование инвестиций будет слишком масштабным», — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. При подобном перераспределении, полагает аналитик, теряется стимул к инвестициям: зачем вкладывать средства в возобновляемые источники энергии или даже в традиционные источники, если может прийти евробюрократ и ограничить вашу прибыль? Таким образом можно ограничить доходы и любых других производителей, а это путь к утрате доверия между бизнесом и властью, говорит Митрахович.