Головная боль: почему Россия угрожает не продлить зерновую сделку с Украиной
Путин заявил 7 сентября на Восточном экономическом форуме, что практически все зерно, вывезенное с Украины в соответствии с соглашением, досталось странам Евросоюза, а не беднейшим странам, как это изначально планировалось.
«Если исключить Турцию как страну-посредника, то все, практически все зерно, вывозимое с Украины, направлено не в развивающиеся и беднейшие страны, а в страны Евросоюза», — сказал Путин. По его словам, только два из 87 кораблей и 60 000 т зерна более чем из 2 млн т были направлены в развивающиеся страны. «Может, стоит задуматься о том, чтобы ограничить направления вывоза зерна и другого продовольствия по этому маршруту», — добавил Путин.
Президент также заметил, что не были отменены ограничения на вывоз российского зерна и удобрений. «Формально с наших удобрений сняты санкции, так же, как с продовольствия, но фактически ограничения существуют, — сказал Путин. — Это такая хитросделанная и сложная ситуация, когда вроде против наших продуктов напрямую санкций нет, но есть ограничения, связанные с логистикой, с фрахтом судов, с проводкой денег, со страхованием». Это продолжает толкать цены на мировых рынках вверх, утверждал Путин.
Он добавил, что сейчас благодаря усилиям Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и организации в целом многие ограничения, в частности, по фрахту, снимаются и ситуация меняется в лучшую сторону, но определенные проблемы сохраняются и он намерен обсудить это с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Эрдоган поддержал позицию Путина и сказал, что обсудит с ним этот вопрос во время ожидаемой встречи в Самарканде на саммите Шанхайской организации сотрудничества 15-16 сентября.
«Секретный протокол»
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя не исключил прекращения действия зерновой сделки, срок которой истекает в ноябре, учитывая, что часть договоренностей по обеспечению экспорта из России не выполняется. «Ни одно российское судно не вывезло из российских портов российское зерно на экспорт», — сказал он журналистам.
В самом соглашении о вывозе украинского зерна, подписанном в Стамбуле 22 июля представителями России, Турции, Украины и ООН, текст которого опубликован на сайте ООН, нет упоминания о снятии ограничений с экспорта российского зерна и удобрений, тем более что они были выведены из-под санкций как США, так и ЕС. Однако тогда же в Стамбуле первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов и Гутерриш подписали еще один документ — «Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Секретариатом ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки». Текста меморандума в публичном доступе найти не удалось, хотя соглашение упоминается в материалах ООН и в выступлении представителя Генерального секретаря организации.
Главная задача меморандума — обеспечение транспарентных и беспрепятственных поставок российских продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства, на мировые рынки, заявил 22 июля глава российского МИД Сергей Лавров. «Речь идет, в частности, о том, чтобы устранить препятствия, которые создали США и ЕС в сферах финансов, страхования и логистики, добиться конкретных исключений для этой продукции из-под действия ограничительных мер, введенных против нашей страны, — говорится в заявлении министра. — Срок действия меморандума — три года».
Санкции все-таки действуют
Санкции и правда действуют, хотя и косвенно, подтверждает аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. «Не выполняется та часть соглашения, в соответствии с которой не должны применяться санкции, связанные с заходом иностранных судов в российские порты, с фрахтованием, страхованием и оплатой операций, — говорит эксперт. — Эти санкции должны были быть отменены, но на практике ничего не работает. Никто не собирался, естественно, ничего отменять, а рынок быстренько наводняется зерном — экспорт пшеницы из ЕС идет опережающими темпами».
«Было сказано, что санкции применяться к нам не будут, — объясняет Forbes генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. — И формально это действительно так: санкций против нашего продовольствия, зерна и удобрений на правительственном уровне нет. ООН это с радостью подтвердила. Но все, как обычно, кроется в деталях. Мы свою часть выполнили: зерно и прочее продовольствие с Украины идет, а движения со стороны тех, кто вводил против нас санкции, нет». Причина, по словам Петриченко, в том, что санкции применяются частными компаниями, а не правительственными организациями. «При этом как органы ООН, так и правительства разных стран ничего не предпринимают, чтобы воздействовать на частные компании», — добавляет эксперт.
Сколько грузов вывезено с Украины и куда
По данным Совместного координационного центра в Стамбуле, на 5 сентября общий тоннаж зерна и других продуктов питания, экспортированных из трех украинских портов, составляет 2,13 млн т, включая кукурузу, пшеницу, семена подсолнечника, подсолнечный шрот, подсолнечное масло, горох, рапс. Всего на этот день было разрешено 197 рейсов — 107 входящих и 90 исходящих.
Испанская газета El Pais сообщила 8 сентября, что из общего экспорта с Украины значительная часть — 38%, или около 900 000 т, — действительно была доставлена в порты Евросоюза, «хотя имеющиеся данные не позволяют отследить, является ли сообщество конечным пунктом назначения товаров». 20% остального экспорта, по подсчетам газеты, пришлось на Турцию, 14% — на страны Азии (Китай, Индия и Южная Корея), а остальные 27,5% были отправлены в страны Ближнего Востока и Африки (Египет, Иран, Судан, Кения и Сомали). Всемирная продовольственная программа ООН действительно зафрахтовала два судна. Одно на прошлой неделе пришвартовалось в Джибути с 23 300 т пшеницы, предназначенной для Эфиопии, а другое перевезло 37 500 т пшеницы в Турцию, где зерно будет перемолото в муку и отправлено в Йемен, пишет испанская газета.
Совместный координационный центр в Турции подтвердил, что 30 августа судно Karteria отправилось из порта Южный в Турцию с 37 500 т пшеницы, закупленной Всемирной продовольственной программой для производства муки для Йемена. 15 августа судно Brave Commander вышло из порта Южный в направлении Джибути с 23 300 т пшеницы, предназначенной для Эфиопии в рамках мер помощи Всемирной продовольственной программы пострадавшим от засухи.
Цены не растут
Утверждение президента о росте цен не вполне подтверждается фактами. По итогам августа падение среднего значения индекса продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) продолжилось пятый месяц подряд, говорится в последнем обзоре ФАО. Индекс ФАО отражает ежемесячное движение международных цен корзины продовольственных товаров. Он формируется на основе средних значений индексов цен на пять товарных групп. Среднее значение индекса на зерновые ФАО в августе было на 1,4% ниже его июльского показателя, но все еще на 11,4% выше уровня августа 2021 года.
В августе международные цены на пшеницу упали на 5,1% — таким образом, этот показатель продолжил снижаться третий месяц подряд. Падение цен обусловлено улучшением видов на урожай, особенно в Канаде, США и России, а также сезонным увеличением предложения в странах Северного полушария, где продолжается уборочная страда, и возобновлением экспорта из черноморских портов Украины. Вместе с тем международные цены на пшеницу все еще на 10,6% выше показателей августа прошлого года. В августе по сравнению с июлем снизились цены на растительное масло, молочную продукцию, мясо и сахар, но они все еще несколько выше, чем год назад, говорится в обзоре.
Мировые цены на фуражное зерно по итогам августа, напротив, незначительно выросли на 0,2%, оказавшись на 12,4% выше показателя прошлого года. Мировые цены на кукурузу повысились на 1,5%, что в значительной степени обусловлено снижением видов на урожай в Евросоюзе и США из-за жарких и сухих условий, но при этом возобновление экспорта с Украины не позволило ценам вырасти больше.
Российский экспорт снизился, но не остановился
Экспорт российского зерна сократился в июле и августе, но не остановился, говорят аналитики.
«Российский экспорт не встал, но отстает от прошлогоднего, что раздражает участников рынка зерна во всем Причерноморье, производители жалуются на падающие цены», — говорит Лукичева из «Открытие Инвестиции».
Аналитический центр «СовЭкон» недавно оценивал экспорт пшеницы из России в июле-августе 2022 года в 5,9 млн т, что на 27% ниже, чем за аналогичный период прошлого селькохозяйственного сезона. По мнению аналитического центра, экспорт остается вялым, так как цены FOB (режим, при котором продавец несет расходы по транспортировке только до поставки товара на борт судна, нанятого покупателем. — Forbes) на российскую пшеницу слишком высоки по сравнению с другими поставщиками, в первую очередь из ЕС.
По оценке аналитического центра «Русагротранса», на которую ссылается портал поле.рф, экспорт пшеницы в июле-августе 2022 года (включая страны ЕАЭС) составил 6 млн т против 7,55 млн т в прошлом году. Экспорт пшеницы в сентябре может увеличиться до 4,1-4,3 млн т (опять же включая поставки в страны ЕАЭС) по сравнению с 3,65 млн т в августе, но останется ниже 4,7 млн т, как было в сентябре 2021 года, считают аналитики «Русагротранса».
Союз экспортеров зерна сообщил, что пока поставки идут в основном традиционным партнерам России из стран Ближнего Востока и Северной Африки (российское зерно возят суда под флагами разных государств). По оценкам союза, первое место по импорту российского зерна в июле-августе занял Иран с 1,39 млн т, на втором была Турция с 1,25 млн т, на третьем — Египет с 1,14 млн т. В пятерку крупнейших покупателей также входят Саудовская Аравия и Израиль с импортом 669 000 т и 366 000 т соответственно.
Некоторые аналитики считают, что перспективы российского экспорта с недавнего времени улучшаются. Экспортные цены на российскую пшеницу с протеином 12,5% с поставкой в сентябре, сообщили 8 сентября эксперты «Русагротранса», за неделю незначительно снизились на $2 за тонну, до $305-310 за тонну (FOB «Новороссийск»). Однако на фоне заявлений о непродлении сделки по вывозу украинского зерна в среду вновь возросли до прежнего уровня — $310-312 за тонну FOB. При этом, отмечают аналитики, цены в странах-конкурентах существенно выше: тонна американской пшеницы SRW выросла на $2, до $347, тонна французской подешевела на $14,5, но все равно стоит дороже российской — $326.
Почему не плывут российские суда
Что конкретно имел в виду постпред России в ООН Василий Небензя, говоря, что часть договоренностей не выполняется? «Видимо, имеется в виду, что наши суда могли бы выйти, если бы нас не банили, — рассуждает Петриченко из «ПроЗерно». — Отказываются работать с российским зерном и российскими удобрениями фрахтовики, страховщики, да и покупатели. Всемирная продовольственная программа наше зерно даже не рассматривает на своих тендерах».
Заменить партнеров из недружественных стран России пока некем. «Российские экспортеры не располагают собственным флотом для морских перевозок зерна, возможны перевозки лишь судами типа река-море на небольшие расстояния, — говорит Лукичева из «Открытие Инвестиции». — Это сильно тормозит экспорт. Иностранные суда продолжают сторониться российских портов, что замедляет темпы экспорта».
«Отправка судов [с российским зерном и удобрениями] под российским флагом, да и не только под российским, действительно крайне затруднительна, несмотря на то что эти грузы формально выведены из под санкций, — сказал Forbes источник в зерновой отрасли, пожелавший остаться неназванным. — Ограничения распространяются на владельцев, если судно использует флаг другого государства. Если судном владеет российская компания или ее владелец из России, то судну войти в порт недружественной страны крайне сложно или невозможно. Так же, как и застраховать груз за рубежом или произвести оплату за перевозку».
«Лучше было бы, если бы сделку не продлевали»
Аналитики полагают, что пересмотр или отмена зерновой сделки будет выгодно российским производителям зерна.
«Непродление сделки должно положительно сказаться на российском экспорте, потому что в настоящем ее исполнении дисконты на российскую пшеницу увеличиваются, что не всегда выгодно производителям и тормозит экспорт», — говорит Лукичева из «Открытие Инвестиции».
С ней согласен и Петриченко из «ПроЗерно». «Самое лучшее было бы, если бы сделку не продлевали, потому что из-за нее мы терпим убытки, — говорит эксперт. — От этой сделки у нас нет ничего, кроме головной боли. Она понизила мировые и, соответственно, наши цены. Если сделка будет остановлена, цены вырастут и мы сможем продавать зерно на более выгодных условиях».