Российский авторынок в августе упал на 62%, но уже второй месяц растет
Продажи новых легковых автомобилей и новых коммерческих авто в России в августе сократились на 62,4% (к аналогичному периоду прошлого года), до 41 698 автомобилей, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), поступившем в редакцию Forbes.
Всего с января по август 2022 года было продано 410 548 автомобилей, что на 60,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Пик падения в этом году пришелся на май, когда рынок рухнул на 83,5%, примерно так же дилеры отработали и в июне — было зафиксировано падение на 82%. Но по сравнению с показателями прошлых месяцев сейчас рынок демонстрирует восстановительный рост: небольшой прирост продаж на 16,8% год к году стал заметен в июле (32 412 автомобилей) и продолжился в августе — на 28,6% (41 698 штук).
Накануне публикации данных АЕБ свою оценку представили эксперты аналитического агентства «Автостат». Объем российского рынка новых легковых автомобилей по итогам августа 2022 года, по их данным, составил 42 593 единицы, что на 63,6% меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Разница объясняется тем, что АЕБ использует данные производителей, а «Автостаст» анализирует информацию компании «Электронный паспорт». При этом эксперты «Автостата» отмечают, что по отношению к июлю нынешнего года российский авторынок показывает рост (+20%).
Кредиты помогли
Лидер российского рынка «Автоваз» все еще в падении, но темпы этого падения снижаются. По данным АЕБ, в августе «Автоваз» продал 18 087 машин, что на 7% меньше, чем год назад. Однако в июле ситуация была более драматичной: тогда автогигант реализовал только 10 323 машины, что на 68% меньше, чем в июле 2021 года.
Возможно, сработала система льготного кредитования, которая заработала для покупателей автомобилей LADA Granta, Niva Legend и Niva Travel, произведенных после 1 июня 2022 года. В рамках госпрограммы можно купить новый автомобиль с выгодой 20–25% в зависимости от региона. Программа действует до 1 декабря. «Благодаря госпрограммам трафик в салоны LADA вырос более чем на 50% и продолжает расти», — говорил вице-президент по продажам и маркетингу «Автоваза» Дмитрий Костромин. По его словам, к середине августа госпрограмму уже использовали для покупки более 6500 автомобилей LADA, большинство из которых пришлось на LADA Granta. Более 50% продаж — машины, реализованные по программе «Семейный автомобиль». На втором месте по популярности — программа «Первый автомобиль».
Результаты остальных традиционных лидеров брендов российского авторынка печальны: продажи Kia (второе место) сократились на 77%, до 4 004 машин, Hyundai (пятое место) — на 79%, до 2 892 штук, Renault (восьмое место) уменьшила продажи на 82%, до 1736 штук, Skoda (девятое место) реализовала на 88% автомобилей меньше (640 штук). Замыкает топ-10 Volkswagen с падением продаж на 92%, до 534 штук.
Китайцы наращивают долю
Зато в тройку лидеров рынка в августе ворвался китайский Haval — продажи бренда в этом месяце выросли на 26% (2990 автомобилей). В топ-10 также входит Geely (седьмое место), она в августе 2022 продала всего на 8% автомобилей меньше, чем год назад (1990 штук).
Доля китайских брендов на российском авторынке растет. В августе жители России приобрели в общей сложности 11 037 новых легковых автомобилей китайских марок (данные «Автостата»), что составляет рекордные 25,9% от общего объема рынка. В январе-марте доля китайских брендов в России находилась на уровне 9,5%, в апреле она увеличилась до 12,6%, в мае — до 17%, в июне — до 21%, в июле — до 24,3%.
Новый прогноз
В августе Минпромторг совместно с отраслевым институтом НАМИ представил проект стратегии автопрома. Согласно документу развитие автомобильного рынка до 2035 года предполагает три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Согласно базовому прогнозу Минпромторга продажи автомобилей в России по итогам 2022 года составят 800 000 штук, в 2026 году — 1,6–1,7 млн, в 2035 году — 1,9 млн, это следует из проекта стратегии автопрома, опубликованного на regulation.gov.ru.
Согласно пессимистичному сценарию к 2035 году объем рынка составит лишь 1,3 млн автомобилей. Такое развитие событий предполагает стагнацию российского валового внутреннего продукта и низкий уровень покупательского спроса.
В оптимистичном сценарии рынок до 2025 года соответствует базовому сценарию, далее предполагается постепенный рост до 2,8–3 млн автомобилей к 2030–2032 году.