Россияне урезали расходы на презервативы более чем на 16% в аптеках и 6% в магазинах
В магазинах и аптеках упали продажи презервативов. Аналитики среди причин этого называют экономию расходов, переход на альтернативные средства контрацепции и другие каналы продаж и сами, а также спад сексуальной активности россиян
Спрос на презервативы в России с начала года снизился на 16,4% в аптеках и на 6,6% в торговых сетях. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на данные DSM Group и NielsenIQ. При этом растут продажи альтернативных средств контрацепции и продажи презервативов на маркетплейсах. Смену предпочтений россиян аналитики отчасти объясняют экономией расходов на контрацепцию и спадом сексуальной активности.
По расчетам аналитической компании DSM Group, продажи презервативов в российских аптечных сетях за семь месяцев этого года снизились в натуральном выражении на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, до 11,9 млн упаковок. Падение было в каждом месяце за исключением марта — тогда на фармацевтическом рынке наблюдался ажиотажный спрос. Для презервативов, отмечают DSM Group, мартовский рост составил всего 4%, а спад в апреле спад — 30% по сравнению с прошлым годом.
Подсчеты NielsenIQ показывают, что спрос на презервативы упал и в торговых сетях. С января по июль 2022 года продажи их в магазинах сократились в натуральном выражении год к году на 6,6%. Абсолютных цифр компания не приводит. Аналитики затруднились оценить количество проданной продукции.
В DSM Group одной из причин снижения спроса на традиционные средства контрацепции назвали переориентацию потребителей на другие каналы продаж. По данным сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace, с начала года жители России купили на крупнейших интернет-площадках – Wildberries и Ozon – 1,4 млн упаковок, в 3,4 раза больше, чем в 2021 году.
По данным DSM Group, за семь месяцев вырос и спрос на альтернативные средства контрацепции в аптеках. Так, спрос на гормональные пероральные контрацептивы в аптеках вырос год к году на 11%, до 12 млн упаковок. На 8,5%, до 831 661 штук, увеличилось число проданных средств для местного применения – вагинальных колец, суппозиториев, внутриматочных терапевтических систем и других. Аналитики DSM Group отметили, что последние три года эти категории показывали спад — на 3–5% ежегодно у противозачаточных таблеток, на 6–9,6% у контрацептивов местного применения.
По словам заведующего отделением амбулаторной гинекологии госпиталя на Мичуринском проспекте сети «Клиника Фомина» Дмитрия Гусева, продажи альтернативных средств контрацепции продолжат рост — по сравнению с презервативами они экономически более выгодны. Так, месячные траты на противозачаточные таблетки составляют 700–1500 рублей, а внутриматочные терапевтические системы обойдутся примерно в 233 рубля в месяц при сроках использования от трех до пяти лет, рассказал Гусев. Эти затраты можно сравнить с ценами на презервативы: упаковка из 12 презервативов Durex Classic на сайте «Аптечной сети 36,6» стоит 1351 рубль, у ретейлера «Лента» — 842 рубля, на маркетплейсе Wildberries – за 644 рубля.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что фактор экономии играет свою роль, но только для пар, ведущих регулярную половую жизнь. По его словам, высокий уровень стресса на фоне событий последних лет негативно сказался на сексуальной активности россиян. Многие россиянки на фоне экономической неопределенности откладывают беременность на потом, объяснил рост продаж более экономически выгодных средств контрацепции директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. О рисках сокращения рождаемости до 2024 года из-за сокращения числа женщин 20–29 лет и роста неопределенности на рынке труда в июле заявляли представители Минтруда России.