Дистрибьютор «Екристал» потребовал разрешить продажу кристаллов под брендом Swarovski
Оптово-розничный дистрибьютор кристаллов, бисера и стразов «Екристал» подал иск к российской «дочке» австрийской компании Swarovski. Он требует снять ограничения на продажу ранее ввезенной в Россию продукции компании под ее брендом, выяснили «Ведомости». Рассмотрение иска назначено на конец сентября
Компания «Екристал», крупный дистрибьютор кристаллов, бисера и стразов, подала исковое заявление к компании «Сваровски», российской «дочке» австрийской Swarovski . Она требует снять ограничения на продажу ранее ввезенной в Россию продукции австрийской компании (кристаллов), пишут «Ведомости» со ссылкой на данные базы арбитражного суда Москвы.
В базе указывается, что исковое заявление принято к производству, рассмотрение его по существу назначено на конец сентября. Согласно иску, компания «Сваровски» в 2021 году предложила партнерам подписать соглашение о контроле использования бренда Swarovski при продаже кристаллов, стразов и компонентов без отдельного разрешения. Дистрибьютор, говорится в иске, подписал такое соглашение «под угрозой сокращения объемов поставок и последующего досрочного расторжения договора». Контракт на поставки был разорван, но у «Екристала» остались запасы легально ввезенной продукции австрийской группы, которые теперь компания не может продавать.
Австрийская компания в начале марта заявила о прекращении всей коммерческой деятельности в России, закрыла 12 магазинов и остановила работу онлайн-магазина. «Екристал» поставляет на российский рынок товары таких брендов, как Preciosa (Чехия), Toho (Япония), Stellux и Swarovski (обе из Австрии). Наличие соглашения о неупоминании товарного знака Swarovski подтвердила издания соосновательница ювелирного бренда Phenomenal Studio Евгения Галюченок. По ее словам, с 2021 года магазинам, продающим кристаллы Swarovski, а не готовые изделия, запретили использовать бренд австрийской компании, но они вправе давать изделиям свои названия.
Представитель «Екристала» заявил, что компания «Сваровски» требует, чтобы дистрибьютор убрал со своего сайта упоминание Swarovski и продавал обезличенную продукцию. Без упоминания цена на нее будет ниже как минимум вдвое, сказал представитель истца. «В этой связи компания настаивает на отсутствии нарушения прав на товарный знак австрийской группы, продукция которой была ввезена в Россию непосредственно правообладателем или с его согласия», — сказал собеседник газеты. По его словам, у «Сваровски» может не быть права на использование этого товарного знака.
Согласно реестру Роспатента, текстовые и изобразительные товарные знаки Swarovski (Swarovski, Stardust, Stellux, стилизованный лебедь и другие) зарегистрированы на австрийскую компанию Swarovski AG. «Исключительные права на них на территории России она никому не передавала», — отметил партнер и глава практики интеллектуальной собственности Seamless Legal Антон Банковский. Юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров добавил: если «Сваровски» действует в России от имени австрийской группы, то она не может запретить дистрибьюторам продавать купленные у нее товары. По его словам, в этом случае происходит исчерпание права, согласно статье 1487 Гражданского кодекса.
Запрос в глобальный офис Swarovski остался без ответа, представитель ООО «Сваровски» отказался от комментариев «в связи с глобальной внутренней политикой Swarovski, которая не комментирует бизнес-процессы компании и ее текущие судебные разбирательства». У российской «Сваровски» есть договоры с тремя онлайн-площадками – Lamoda, Poison Drop, All Time, рассказал близкий к Swarovski источник. По его словам, продукция под брендом Swarovski, представленная в других интернет-магазинах, через нее на российский рынок не поставлялась.
Некоторые магазины партнеров Swarovski в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи до сих пор работают и продают товары под брендом компании. «Они продолжат функционировать, пока у них не закончатся запасы», — рассказал один из партнеров компании. По его словам, официальных поставок кристаллов и украшений австрийской группы не было с февраля.
Галюченок рассказала, что ее компания сейчас ищет остатки кристаллов Swarovski по всему миру. Спрос на них, по ее словам, в России всегда очень высокий, при этом качественных аналогов практически нет, только Preciosa. В этой компании в свое время работал основатель Swarovski Дэниел Сваровски. Юрист адвокатского бюро «Пропозитум» Алина Шлеева напомнила, что ювелирных украшений, в том числе бренда Swarovski, нет в реестре товаров, разрешенных к параллельному импорту, то есть на ввоз такой продукции нужно разрешение правообладателя.
Кристаллы Swarovski представлены на площадках Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркета». Представители первых двух от комментариев отказались. Представитель «Яндекс.Маркета» сказал, что на витрине представлены лишь часы Swarovski от официального часового дистрибьютора. Источник «Ведомостей» в одном из маркетплейсов сообщил, что как минимум один из «параллельных импортеров» уже привез товары Swarovski из Европы без лицензионного соглашения и «завел к ним на площадку для пробы». По мнению гендиректора ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуарда Уткина, на маркетплейсах могут продаваться как нераспроданные запасы, так и контрафактная продукция, то есть ввезенная без разрешения бренда, или подделки.