«Коммерсантъ»: Mercedes-Benz может продать завод в Московской области
Mercedes-Benz решил продать свой завод по сборке автомобилей в подмосковном Есипово, выяснил «Коммерсантъ». Источники газеты назвали наиболее вероятным покупателем дилера «Автодом». В Mercedes заявляют о разных вариантах ведения бизнеса в России. Эксперты предупреждают, что покупатель вряд ли сможет использовать предприятие для сборки автомобилей Mercedes
Mercedes-Benz решил продать завод в России, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в автопроме и на рынке недвижимости. Сборочную площадку в подмосковном Есипово могут продать российскому автодилеру, уточнил собеседник в автопроме. Он добавил, что у Mercedes есть некоторые «проблемы с документами», но сделка находится на заключительной стадии.
Заводом в Есипово владеет «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», где 20% у СП «Даймлер Камаз Рус», остальное — у головной Mercedes-Benz AG. Источник на рынке недвижимости Московской области сообщил, что на завод претендует в том числе дилер «Автодом», а в переговорах участвует Корпорация развития Московской области. Собеседник в одном автоконцерне отмечает, что тендере участвуют несколько дилеров.
Источник в авторетейле утверждает, что речь идет о комплексной сделке, в которую входят права дистрибьютора Mercedes на российском рынке. Он тоже называет основным претендентом «Автодом». В российском офисе Mercedes-Benz сообщили, что компания «рассматривает различные варианты ведения бизнеса в России». «Конкретных решений пока нет», — сказали там. Собеседник добавил, что компания не дает «комментариев относительно планов на будущее и стратегических решений».
В июле газета сообщала, что Mercedes-Benz намерена продать имущество, которое принадлежит официальному дистрибьютору марки «Мерседес-Бенц Рус», а также, возможно, права дистрибьютора. Тогда источники в числе возможных участников сделки называли «Автодом», а также «Авилон», «Мейджор» и «Панавто», а консультанты на рынке недвижимости рассказали, что Mercedes собирается продать здание в подмосковных Вешках, где находятся офисные площади и сервис компании.
В «Автодоме» в июле говорили, что интересуются «расширением текущего бизнеса или выходом в новые сегменты». «В таких сделках покупатель предлагает некоторый дисконт к обычной цене — премию за риск и готовность осуществить сделку сейчас», — отмечали в дилере тогда. Один из собеседников отметил, что в конце 2021 года дилер рассматривал покупку производственных мощностей, источники газеты предположили, что на них могли бы собирать китайские автомобили.
По словам Сергея Удалова из «Автостата», сделки по продаже завода, офиса Mercedes и передаче прав дистрибьютора могут быть не связаны друг с другом. Покупатель завода не сможет использовать его для сборки машин немецкой марки, поскольку для этого нужны поставки от большого числа авторизованных производителей компонентов, что невозможно без поддержки штаб-квартиры, отметил эксперт. Сам же Mercedes «максимально серьезно относится к соблюдению compliance и не будет брать на себя риски», добавил он.
Собеседник на авторынке напомнил, что Mercedes запустил завод в 2019 году и не вернул вложения. По его словам, для концерна имеет смысл сохранить возможность обратного выкупа площадки, но в какие сроки — прогнозировать сейчас невозможно. В отчете Mercedes-Benz за второй квартал упоминались риски изъятия активов в России, а потери бизнеса в стране в легковом сегменте в январе-июне оценивались в €658 млн.
Другой источник в автопроме полагает, что завод Mercedes может заинтересовать китайские концерны, которые готовы локализовать производство в России с традиционно российскими игроками. Удалов добавил, что завод в Есипово — современное и в силу частично ручных операций по сварке довольно универсальное производство. В Министерстве инвестиций Московской области сообщили, что правительство региона находится в тесном контакте с Mercedes, но подробности обсуждения дальнейшей судьбы завода не разглашаются.