Bosch может продать заводы по выпуску стиральных машин и холодильников в России
Немецкий производитель бытовой техники Bosch ищет покупателя на свои российские заводы. В работающем состоянии они могли бы стоить до 4,4 млрд рублей, но заводы были остановлены в марте. Потенциальные покупатели в России сочли цену завышенной, на рынке полагают, что заводы могут купить китайские или турецкие вендоры
Российская структура немецкой Bosch — компания «БСХ Бытовые приборы» (выпускает холодильники и стиральные машины) — начала поиск покупателей на два завода, которые находятся в поселке Стрельна близ Санкт-Петербурга. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник на российским рынке электроники. В Bosch газете заявили, что не комментируют слухи.
Источник газеты рассказал, что большую часть комплектующих предприятия получали из ЕС и были «специализированы под технологии Bosch». В работающем состоянии, по словам собеседника, они стоили бы €65–75 млн (3,8–4,4 млрд рублей по курсу ЦБ на 19 августа). «Сейчас, не выпуская продукцию, заводы стоят в разы меньше», — полагает источник.
Другой собеседник газеты отметил, что Bosch «не понимает, что делать с российскими мощностями, которые не приносят прибыль, поэтому другие участники рынка рассматривают вариант их покупки». Он добавил, что ряд компаний, в числе которых российские ретейлеры, интересовались предприятиями. Им, по словам источника, «цена показалась завышенной».
«БСХ Бытовые приборы» работает в России с 1994 года. Компания выпускает более 1 млн холодильников и стиральных машин в год и занимается сервисным обслуживанием бытовой техники четырех торговых марок: Bosch, Siemens, Gaggenau и Neff. В начале весны США и ЕС ввели против России санкции, в том числе на поставку оборудования и комплектующих, а Bosch приостановила работу российских заводов. Позднее она заявила, что из-за ужесточения экспортного контроля заводы не могут полноценно функционировать и поставлять продукцию.
По данным Holodilnik.ru, в первом полугодии 2021 года продажи Bosch в России в категории крупной бытовой техники составили 540 000 устройств, а в 2022 году — 412 000, в денежном выражении это 18,7 млрд рублей и 18,4 млрд рублей соответственно. Более 27% выручки компании принесли посудомоечные машины, более 12% — варочные панели, 17% — духовые шкафы, сообщили в Holodilnik.ru.
Bosсh заняла четвертое место, по данным «Ситилинк», среди брендов крупной бытовой техники в этой сети в первом полугодии 2022 года. Она уступила Gefest, Beko и Electrolux. В первом полугодии 2021 года первую тройку по продажам в штуках составляли LG, Bosch и Indesit. В деньгах, как и годом ранее, лидером в первом полугодии стала Bosсh.
Покупку заводов немецкого вендора могут рассматривать китайские или турецкие производители бытовой техники, как это было с Whirlpool, отметил представитель «Марвел-Дистрибуции». Завод компании в России выкупила турецкая Arcelik. Другой собеседник назвал среди кандидатов на покупку два китайских бренда: Midea, которая «давно хочет локализоваться в России», и Hisense.
Глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России (входит в китайскую Haier Group) Глеб Мишин отметил, что при продаже завода возможна передача технологических процессов и лицензий, поэтому российские производители могут быть заинтересованы в покупке. Он добавил, что потенциальные покупатели будут вынуждены строить логистические цепочки для поставки оригинальных компонентов Bosch или искать их аналоги самостоятельно.