Крупнейшая грузовая авиагруппа России «Волга-Днепр» сменила владельца
Основатель и основной владелец группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин выйдет из состава бенефициаров всех ее российских и иностранных структур и передаст управление менеджменту. Это позволит продолжить работу западным компаниям группы, а самом Исайкину — заняться другим бизнесом, в том числе за рубежом, считают источники газеты «Коммерсантъ» на авиарынке
Основной владелец грузовой авиационной группы «Волга-Днепр» Алексей Исайкин решил выйти из созданной им в 1990 году компании, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на авиарынке и представителя авиагруппы. Выход из капитала позволит продолжить работу западным компаниям группы, а самом Исайкину — заняться другим бизнесом, в том числе за рубежом, считают собеседники газеты.
По словам представителя ГК, Исайкин, основатель авиакомпании «Волга-Днепр», после 45 лет работы в авиационной индустрии решил «выйти из состава акционеров компании и передать управление менеджменту с 32-летней уникальной компетенцией международных авиагрузовых перевозок». Чем теперь займется Исайкин, ни он сам, ни близкие к бизнесмену источники не комментируют. Один из собеседников не верит в возможность для Исайкина «завязать с авиацией в целом». Сам бизнесмен, по данным источников газеты, сейчас находится в России, но в будущем он может развернуть авиационные проекты за рубежом, «при желании и с учетом кипрского второго паспорта».
Авиакомпания «Волга-Днепр» с 2020 года, по данным «СПАРК-Интерфакс», на 49% принадлежит зарегистрированной в Нидерландах Volga-Dnepr Logistics B.V., 51% — у управляющей компании «Волга-Днепр-Москва» (полностью входит в Volga-Dnepr Logistics B.V.). Этим двум структурам в тех же пропорциях принадлежат два других авиаперевозчика — AirBridgeCargo и «Атран». Головной компанией группы «Волга-Днепр» до сих пор была Alpine Prosperity Foundation (Лихтенштейн). По данным отчетности страховой компании группы, она на 100% принадлежала Исайкину.
Подробности сделки и новый состав акционеров не разглашаются. По одной из версий, «Волга-Днепр-Москва» будет полностью принадлежать топ-менеджерам, а иностранное участие в ней прекращено. Собеседники также называли трех выходцев с завода «Авиастар» в Ульяновске, с которыми Исайкин запускал «Волга-Днепр» в 1990 году. Это Сергей Шкляник, Сергей Педан и Валерий Габриель, в разное время выступавшие совладельцами авиакомпании. Могли ли они получить долю в иностранном капитале — неизвестно, но такой маневр, по словам одного из собеседников, не поможет очистить международные структуры от санкционных рисков.
По данным собеседников газеты, Исайкин выйдет из капитала всех принадлежащих ему иностранных активов: Alpine Prosperity Foundation, Gloria 7 S.a r.l. (Люксембург), Volga-Dnepr Logistics B.V. (Нидерланды), CargoLogic Germany и CargoLogicAir (Великобритания). В июне санкции против бизнесмена ввела Великобритания, а уход Исайкина должен снизить риски для деятельности международных компаний, помочь избежать угрозы блокировок счетов и «продолжить работу с заказчиками, банками и юристами в Европе», объяснили собеседники. Еще один источник на рынке отметил, что британские санкции фактически блокируют деятельность всех подразделений за границей и могут «приводить к отказам в сотрудничестве».
CargoLogic Germany и CargoLogicAir Исайкин регистрировал как гражданин Кипра. В середине марта европейские авиавласти запретили их полеты из-за обнаруженного у бизнесмена первого российского гражданства. Британская компания оперирует двумя Boeing 747, флот немецкого перевозчика состоит из четырех Boeing 737, но эта авиакомпания находится в процедуре банкротства. Часть собеседников газеты считают, что выход Исайкина из капитала компаний поможет возобновить работу как минимум британского перевозчика и откроет «пути спасения части флота за рубежом». Из всех структур группы полеты сейчас продолжает только российская «Волга-Днепр» (12 Ан-124-100 и пять Ил-76ТД-90В).
Старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов полагает, что сделка по продаже бизнеса, «скорее всего, носит неденежный характер». По его словам, основатель компании — преданный авиации человек, а идея сохранить компанию в близком окружении выглядит вполне приоритетной. Смысл у выхода Исайкина из иностранных активов есть, по словам Смирнова, это может стать изящным решением для превращения группы в юридически чистого международного игрока.