Уровень деловой активности в регионах России упал до минимума с начала кризиса
Индекс деловой активности в регионах, который отслеживает НИУ ВШЭ, упал до минимума с начала санкционного кризиса и составил 39,8%. Наибольший спад зафиксирован в сфере торговли, худшие результаты показали Уральский и Приволжский федеральные округа. При этом еще в начале 2022 года экономическая активность росла более чем в 70 из 82 регионов
Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), который отслеживает Центр развития НИУ ВШЭ, в июне опустился до минимума с начала санкционного кризиса и составил 39,8%. Об этом пишет РБК со ссылкой на данные института.
Индекс рассчитывается на основе ежемесячных данных Росстата о динамике пяти важнейших секторов экономики: промышленности, строительства, розничной торговли, оптовой торговли и платных услуг.
По данным аналитиков НИУ ВШЭ, в июне ухудшение конъюнктуры наблюдалось в трех из пяти отраслей, спад деловой активности зафиксирован в 70% российских субъектов. При этом еще в начале 2022 года экономическая активность росла более чем в 70 из 82 регионов.
Самое сильное снижение относительно 2021 года произошло в сфере розничной и оптовой торговли. В промышленности и строительстве активность падала и увеличивалась примерно с одинаковой частотой по регионам. Рост деловой активности зафиксирован только в секторе платных услуг.
Из всех федеральных округов самое сильное снижение наблюдалось в Уральском и Приволжском. В четырех российских регионах (Калужская и Липецкая области, Марий Эл и Чувашия) спад экономической активности испытали все пять важнейших секторов экономики. Резко выросло число субъектов, где конъюнктура ухудшилась в четырех отраслях, — с 15 до 26. «Эти уровни характерны для начала рецессии: в нижней точке кризиса доля регионов, в которых спад затрагивает все или почти все основные секторы экономики, обычно существенно выше», — отметили эксперты НИУ ВШЭ.
Рост по сравнению с прошлым годом продемонстрировали только Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа. При этом не было ни одного региона, где экономическая активность выросла бы во всех пяти базовых секторах.
Спад деловой активности в регионах объясняется тем, что сформированные ранее запасы заканчиваются, а нарушение логистических цепочек и введенные санкции ограничивают поставки нового оборудования, материалов и компонентов, заявил в беседе с РБК заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Эти факторы прежде всего негативно влияют на обрабатывающие производства, в частности машиностроение», — указал эксперт.