Владельцы ТЦ призвали упростить въезд для бизнеса из «дружественных» стран
Владельцы российских торговых центров обратились в МИД с просьбой упростить въезд в страну представителям ретейла из «дружественных» стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они призвали ведомство отменить визы для бизнесменов из этих стран, чтобы те могли заполнить высвобождающиеся 3 млн кв. м торговых площадей, или хотя бы понизить стоимость оформления виз для ретейлеров
Владельцы российских торговых центров (ТЦ) рассчитывают привлечь ретейлеров из Азии, Африки и Латинской Америки на освобождающиеся 3 млн кв. м торговых площадей. Российский совет торгцентров (РСТЦ) предложил МИД России отменить визы для бизнесменов из этих «дружественных» стран или снизить стоимость их оформления. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на обращение президента РСТЦ Дмитрия Москаленко к главе МИДа Сергею Лаврову.
В МИДе не ответили на запрос газеты, а в Минпромторге не ответили на вопрос о том, окажет ли министерство поддержку РСТЦ по предложениям, направленным Лаврову. РСТЦ уточнил, что в ТЦ перестали работать ретейлеры и бренды, суммарно занимающие около 7,5 млн кв. м, после ухода оставшихся западных компаний в ближайшие месяцы по всей стране освободится еще 3 млн кв. м. Это приведет к снижению доходов индустрии не менее чем на 15–22%, для владельцев ТЦ это означает выход на предбанкротное состояние, предупредил президент РСТЦ Дмитрий Москаленко.
По подсчетам Commonwealth Partnership (CMWP), доля площадей в ТЦ Москвы, занятых ретейлерами, приостановившими деятельность, составляет 11,6%, реальная вакансия в сегменте выросла незначительно — с 10% в конце 2021 года до 11,2%. Аналитики ожидают, что если ключевые иностранные бренды покинут российский рынок, то к концу года 30% ТЦ будут пустовать. Москаленко отмечает, что западные арендаторы только сейчас начали разрывать договоры и пока еще не освободили помещения, но на их место надо будет привлечь на ретейлеров из «дружественных» стран.
Партнер Nikoliers Анна Никандрова напомнила, что выход любого иностранного бренда на российский рынок занимает не менее года, то есть новые магазины откроются не ранее первого квартала 2023 года. Москаленко полагает, что основным барьером для проведения переговоров с ключевыми лицами по привлечению новых брендов в Россию является стоимость оформления виз.
Для граждан Турции, в частности, цена однократной визы в Россию составляет $80, а многократной — $240, что «является существенной суммой для бизнеса этих стран», отмечается в обращении РСТЦ. В совете добавили, что при визовой системе невозможны оперативные визиты в страну, а отмена или сокращение стоимости виз для бизнесменов из Азии, Африки и Латинской Америки обеспечит результативность международных деловых контактов.
Высокого спроса со стороны брендов из Азии, Африки и Латинской Америки пока не наблюдается, отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева. Сейчас очень мало ретейлеров, готовых выйти на российский рынок даже через партнеров, и тех, кто может обеспечить магазины товаром и организовать логистику, объясняет она.
Партнер CMWP Ольга Антонова добавляет, что визовый режим прямо не влияет на инвестиционный климат, который серьезно изменился в 2022 году. Облегченный визовый режим вряд ли существенно повлияет на вывод новых брендов в ТЦ, подтверждает директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина.
В сложившейся ситуации гораздо важнее увеличение льгот для локального бизнеса и импортеров, считает Хакбердиева. По словам Антоновой, для всех игроков, включая и зарубежные компании, готовые работать в России, нужны меры, направленные на мотивацию запуска бизнеса, в том числе субсидии, налоговые льготы для отраслей, где пока не происходит импортозамещения.