«Коммерсантъ» узнал о падении импорта крепких алкогольных напитков в Россию на 35%
Ввоз крепкого алкоголя в Россию сократился почти на 35% год к году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные участников рынка за первое полугодие. Импорт виски в страну снизился на 48,4%, водки — на 41,7%, а ликеров — на 36,6%. Поставки текилы, настоек, фруктовых дистиллятов снизились на 34,5%, джина — на 26,6%. Меньше всего пострадал импорт рома — он упал всего на 1,8%
По итогам первой половины 2022 года ввоз крепких алкогольных напитков в Россию сократился почти на 35%, до 32,65 млн л, а виски — почти на 50%, до 11,8 млн л, год к году, сообщает со ссылкой на данные участников рынка «Коммерсантъ». Ввоз коньяка и бренди сократился на 11,3%, до 9,02 млн л; ликеров — на 36,6%, до 2,25 млн л.
Джина ввезли меньше на 26,6%, 874 050 л, водки — на 41,7%, 965 500 л. Импорт текилы, настоек, фруктовых дистиллятов и других категорий снизился на 34,5%, до 4,83 млн л. Поставки рома сократились всего на 1,8%, до 2,89 млн л год к году. В марте участники рынка прогнозировали снижение импорта алкоголя в страну на 20–40%. Санкции США запретили поставки всего алкоголя в Россию, санкции Евросоюза — поставки элитного спиртного ценой выше €300 за единицу товара.
Международные компании — Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat), Diageo (Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys), Bacardi (Dewar’s, William Lawson’s) и другие — объявили об уходе из России или приостановили продажи. По словам президента Ladoga Вениамина Грабара, весь март отрасль почти ничего не ввозила из-за неясности перспективы. Алкогольная сибирская группа (АСГ) подсчитала, что из-за санкций США и отказа от поставок компаний из Шотландии и Ирландии с российского рынка может уйти около 70% импортного виски.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин отметил, что в первую очередь речь идет о брендах среднего ценового сегмента. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев добавил, что менее выраженное снижение ввоза коньяка, видимо, связано с большой долей в импорте поставщиков из Армении. По словам Ставцева, импортеры могут нарастить закупки рома, многие бренды которого из Латинской Америки в России представлены слабо, а сокращение ассортимента виски может быть компенсировано в том числе местным производством.
По словам Липилина, у Fort по итогам первого полугодия импорт крепкого алкоголя снизился на 10% год к году — портфель представлен виски и ромом в высоком ценовом сегменте (от 9000 рублей за бутылку), поставщики продолжили работать с компанией. У Ladoga импорт остался на прошлогоднем уровне, мартовский простой компенсировали в мае и июне, но складской запас стал ниже нормы, рассказал Грабар. Импорт АСГ сократился на 48% год к году, компенсировать объемы планируют за счет новых брендов.
По прогнозам Ставцева, появились возможности для увеличения доли собственных торговых марок (СТМ) ретейлеров. По данным NielsenIQ на весну 2022 года, почти 50% продаж крепкого алкоголя в России занимали десять крупнейших игроков, всего 3,2% приходилось на СТМ.