Минфин предложил формализовать список компаний, которые могут засекречивать свои данные в реестрах юрлиц и финансовой отчетности. По оценкам ведомства, в перечень войдут около 1300 организаций, которые уже попали или могут попасть под санкции
Минфин разработал проект постановления правительства, уточняющий перечень компаний, которые могут засекретить часть своих корпоративных данных и бухгалтерской отчетности. Об этом со ссылкой на документ пишет «Коммерсантъ».
Сейчас компании, которые попали или могут попасть под санкции, освобождены от обязанности публично размещать информацию в Едином государственном реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и информресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО). Минфин опасается, что отсутствие механизма определения таких юрлиц нарушает «принцип открытости и достоверности ЕГРЮЛ и ГИРБО» и препятствует эффективному правоприменению.
Для включения в перечень, согласно проекту постановления, компаниям нужно будет подать заявление в Минфин. При снятии санкций компании из списка будут исключены и вновь обязаны раскрывать данные. По оценкам министерства, в перечень попадут около 1300 организаций. Сам он опубликованию не подлежит.
Как отмечает «Коммерсантъ», власти последовательно закрывают публичные данные, объясняя это необходимостью борьбы с санкциями. Ранее ЦБ перестал публиковать данные об оттоке-притоке капитала, Минэнерго закрыло данные об экспорте энергоносителей, ФТС — часть данных о внешней торговле, Минфин — детали госзакупок у рискующих попасть под санкции контрагентов. Это несет риски для прозрачного и эффективного госуправления и грозит ухудшением аналитики и прогнозирования. Например, Корпорация МСП потеряла доступ к данным о закупках 900 крупнейших компаний, вопрос о новых вариантах контроля за соблюдением ими квоты сейчас прорабатывается, сообщили газете в институте развития.
Ограничение доступа к данным — вынужденная и оправданная мера, но она должна быть временной и соразмерной обстоятельствам, заявил исполняющий обязанности директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин. «Ограниченность экспертного, общественного контроля в подобных случаях должна компенсироваться усилением контроля государственного. Также должны сохраняться механизмы получения добросовестными лицами доступа к части сведений, в частности к закрываемым данным ЕГРЮЛ, например, через суд для целей судебных разбирательств», — отметил эксперт.