К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Жить, стиснув зубы»: в России растет заболеваемость депрессией

Фото Getty Images
Фото Getty Images
По мнению психиатров и психотерапевтов, а также по данным аналитиков фармацевтического рынка, в России нарастает заболеваемость депрессивными расстройствами и увеличивается спрос на антидепрессанты. Пациенты жалуются на беспокойство из-за новостей с Украины, тревогу за близких и на последствия экономических санкций. Врачи опасаются, что ситуация с обострениями психических заболеваний будет ухудшаться

Продажи антидепрессантов в первом полугодии 2022 года, по сравнению с тем же периодом 2021-го, выросли на 81,3% в деньгах и на 51,7% — в упаковках. Об этом свидетельствуют подсчеты DSM Group, анализирующей фармацевтический рынок (есть у Forbes, см. график).

Уже в январе в аптеках был зафиксирован рост покупок, примерно в полтора раза превзошедший показатели декабря 2021 года. В марте на волне ажиотажа, вызванного опасениями пациентов, что «специальная военная операция»* на Украине и наложенные на Россию санкции приведут к дефициту лекарств, было совершено втрое больше покупок, чем в том же месяце 2021-го. Пациенты с депрессией, которые принимают лекарства постоянно, так же как и другие больные с хроническими заболеваниями, затоваривались впрок. В последующие месяцы, когда стало понятно, что дефицита медикаментов не ожидается, спрос на антидепрессанты тем не менее не упал. Наоборот, в сравнении с теми же месяцами 2021 года, он оказался в полтора-два раза выше.

В Центре развития перспективных технологий, национальном операторе системы цифровой маркировки товаров «Честный знак», также сравнили продажи антидепрессантов. По их данным, в январе-июне 2022 года было куплено 6 млн упаковок, что на 66% больше, чем годом ранее. В деньгах сумма покупок составила 3,6 млрд рублей — 87% прироста.

 

Рост спроса на антидепрессанты — хотя и менее высокий — зафиксировали в период с января по май (более поздних подсчетов нет) и в RNC Pharma. По предоставленным Forbes данным директора по развитию RNC Николая Беспалова, общий объем рынка антидепрессантов составил 8,7 млн упаковок на сумму 4 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС), а динамика к аналогичному периоду 2021 года составила 20% в упаковках и порядка 25% в рублях. Беспалов считает, что «в марте [когда был зафиксирован скачок спроса] сказались две причины: с одной стороны, опасения, что могут появиться ограничения [покупок], а с другой — общая ситуация в стране, которая влияла на настроение людей и их обращения к врачам. По его словам, «мартовский ажиотаж обеспечили пациенты, которые принимали антидепрессанты и раньше, а рост покупок после марта означает, что [в аптеки] пошли еще и люди, впервые ощутившие, что им нужно обратиться к психоневрологу или к психотерапевту».

Консалтинговая компания Headway подсчитала, что происходило в первом полугодии 2022 года с госзакупками антидепрессантов для больниц, и также отметила прирост общего объема в деньгах. Руководитель отдела стратегического развития компании Людмила Баландина, проанализировав по просьбе Forbes поквартальные объемы закупок всех наименований антидепрессантов начиная с 2019 года, отметила, что в последнем квартале каждого года наблюдался закупочный пик — создавался запас на следующий год. Однако в конце 2021 года «пик был по деньгам, но не по упаковкам — по-видимому, выросли цены», говорит она.

 

Вячеслав Ряховский, заместитель главного врача Научного центра психического здоровья, подтверждает, что обычно в четвертом квартале каждого года государственные медицинские учреждения закупаются про запас. «Это связано с конкурсным механизмом закупок в государственных учреждениях и их финансированием, — объясняет он. — Они закупают лекарства в конце года впрок, потому что финансирование следующего года откроется в феврале-марте, и полтора-два месяца у них не будет оборотных средств, поэтому больничная аптека наполняется по всем позициям, не только по антидепрессантам».

Цена и доля

Рост спроса на антидепрессанты проявился не только в общем объеме закупок, но и в продажах отдельных лекарств. Forbes попросил Беспалова из RNC проанализировать поведение на рынке нескольких популярных антидепрессантов: их доли в этом сегменте по деньгам, в натуральных продажах и динамику спроса. Так, датский «Ципралекс» (международное непатентованное название «Эсциталопрам») стал абсолютным лидером сегмента с точки зрения денежного объема продаж за первые пять месяцев 2022 года  — почти 13% от общего денежного объема и порядка 2,8% от натуральных продаж.  По данным RNC, за первые пять месяцев 2022 года его продажи, по сравнению с тем же временем в 2021-м, выросли в 2,4 раза.

Популярный американский антидепрессант «Золофт» («Сертралин») занимает вторую строчку в денежном выражении (9,2%) и около 11% — в упаковках: его продажи выросли на 19%. Венгерский «Велаксин» («Венлафаксин») оказался на третьем месте с долей 6,4% и 2% — в упаковках, а его динамика продаж составила 16%. Четвертый, датский «Бринтелликс» («Вортиоксетин»), имеет 6,3% в рублях и 1,2% — в упаковках, продажи выросли на 19%.

 

Беспалов считает, что рост продаж этих препаратов связан с тем, что «это оригинальные и относительно современные препараты, которые активно продвигаются компаниями во врачебной среде, а кроме того, у них значительная цена».
В июле 2022 года, по данным справочного сайта Vidal, цена упаковки из 28 таблеток «Ципралекса» доходила до 2731 рубля, «Велаксина» — до 1350 рублей, «Бринтелликса» — до 2532 рублей. Самым дешевым оказался «Золофт» — от 158 рублей.

Тем не менее прирост продаж этих препаратов может замедлиться, считает Беспалов. «За редким исключением почти все эти препараты имеют аналоги, — говорит он. — И давление на оригинальные препараты будет с течением времени только повышаться как за счет роста цен — а для рынка, который зависит от средств потребителей, это очень важный фактор, — так и за счет роста активности продвигающих аналоги компаний».

Президент Российской психотерапевтической ассоциации Сергей Бабин объяснил Forbes, что все эти препараты «в основном назначают при тревожно-депрессивных расстройствах». По его мнению, рост их продаж мог быть связан с тем, что «у фирм-производителей были в России большие запасы, они могли выкинуть их на рынок».

Директор по развитию RNC Pharma также подсчитал продажи очень популярного некогда средства «Феназепам» (бромдигидрохлорфенилбензодиазепин), напомнив, что это «не антидепрессант, а так называемый транквилизатор — противотревожное средство».
Еще два года назад, в 2020 году, объем продаж «Феназепама» (производитель — российская «Валента Фарм») превышал 1 млрд рублей.
«За 2021 год продажи препарата упали в деньгах на 54%, — рассказал Беспалов. — В марте 2021 года «Феназепам» был отнесен к списку препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, означающему рецептурный отпуск только на бланке специальной формы, и в итоге спрос на препарат резко сократился, тем более что в ряде случаев он принимался не по медицинским показаниям, а с рекреационными (то есть чтобы расслабиться. — Forbes) целями».

Рост депрессии

Ряховский из Научного центра психического здоровья говорит, что на приеме у них «в амбулаторном отделении люди стали больше жаловаться: «у меня переживания за своих там [на Украине]» или «опасения за сына, он сейчас там служит». «У некоторых пациентов бизнес связан с зарубежными поставками, или они потеряли свои вложения, активы, или оказались в долгах, — рассказывает заместитель главврача центра. — И, действительно, таким пациентам нужна медицинская помощь».

 

Бабин из Российской психотерапевтической ассоциации рассказывает, что «количество людей с тревожно-депрессивными расстройствами в последнее время, очевидно, возрастает». «Понятно, что происходящее вокруг не способствует психическому здоровью», — говорит он. По его мнению, январское и февральское повышения объема покупок антидепрессантов могли быть проявлением постковидного синдрома. «Мы встречали таких пациентов, — говорит он. – Но все, последовавшее после 24 февраля, затмило ситуацию с ковидом».

Президент ассоциации подчеркивает, что свежей статистики у них нет, и он судит по своим впечатлениям и обмену мнениями с коллегами. Среди его пациентов есть несколько уехавших из страны, с которыми он продолжает работать онлайн, «и там тоже все не блестяще, потому что они должны на новом месте начинать все с нуля». По его словам, у него есть пациенты, на состояние которых повлияла потеря работы или бизнеса, но «люди больше пугаются ситуации в стране и в мире». Бабин считает, что «ситуация пока не разрешается и экономические, политические, социальные явления будут нарастать». «Понятно, что наступает некая декомпенсация (нарушение психических процессов. — Forbes): можно подождать два-три месяца, стиснув зубы, в надежде, что все разрешится, но, скорее всего, это надолго, и компенсация просто откладывается», — говорит он. По его мнению, заболеваемость депрессией «будет становиться хуже».

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+