Бизнес попросил правительство заморозить тарифы «Платона» на следующий год
Объединения производителей, ретейлеров и транспортников обратились к правительству с просьбой заморозить индексацию тарифа системы «Платон» на 2023 год. Они считают, что мораторий на индексацию позволит не увеличивать транспортную составляющую в конечной цене товаров. «Платон» — система сбора платы с грузовиков массой более 12 тонн
Бизнес-объединения, представляющие крупнейшие производственные, торговые и транспортные компании России, направили письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову. В нем они предлагают мораторий на 2023 год на индексацию тарифа системы сбора платы с грузовиков «Платон», пишут «Ведомости» со ссылкой на обращение.
Представитель Белоусова отказался от комментариев. Источник издания в аппарате вице-премьера уточнил, что письмо поступило и будет направлено ведомствам на проработку. Обращение к Белоусову датировано 12 июля, его подписали руководители Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Российского автотранспортного союза, Национальной мясной ассоциации, «Союзнапитков», «Союзмолока», АКИТ, «Руспродсоюза», «Русбренда», Российского зернового союза.
По мнению подписантов, заморозка тарифа «Платона» позволит как уменьшить избыточную нагрузку и негативное воздействие на бизнес, так и реализовать планы по модернизации дорожного комплекса страны. Авторы обращения предупреждают, что резкий рост любых издержек бизнеса «неминуемо приведет к падению выручки, убыткам и банкротству компаний, работающих в разных сферах». По их оценке, дополнительные издержки вынужденно отразятся на стоимости затрат на перевозку товаров (включая социально значимые) и, как следствие, на конечной стоимости продукции.
«Платон» — система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам. Тариф сейчас составляет 2,54 рублей за 1 км, увеличившись на 0,2 рубля с 1 февраля. В письме Белоусову бизнес-объединения отмечают, что тариф на 2023 год с учетом прогноза инфляции в 2022 году на уровне 17,5% может быть проиндексирован более чем на 0,5 рубля за 1 км, до 3,04 рубля за 1 км. Это самая высокая индексация тарифа за историю «Платона», полагают они. По подсчетам одной из организаций из числа подписантов, среднегодовой пробег большегруза у международного перевозчика составляет около 65 000 км, а платеж «Платону» на одну машину достигает 165 100 рублей.
Представитель Росавтодора напомнил, что размер будущего тарифа «Платона» будет определен с учетом информации Росстата о фактическом изменении индекса потребительских цен (инфляции) за указанные периоды. Источник, близкий к Минтрансу, рассказал, что никаких регуляторных решений для заморозки тарифа «Платона» не рассматривается. «Бизнес-сообществу ответили тишиной», — констатировал он. В начале марта правительство рассматривало предложенную Минэкономразвития возможность обнулить сборы в системе «Платон» на полгода. Эту идею тогда не поддержали профильные ведомства.
Гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак отметил, что радикальное изменение экономических условий работы транспортных компаний требует принятия максимальных мер поддержки, и назвал предложение о моратории здравым и реалистичным. Исполнительный директор СЭЛ Ольга Федоткина отметила, что сейчас «важно избегать шоковых сценариев», а индексация тарифа «Платона» в 2023 году «может стать далеко не единственным увеличением расходов, привязанных к уровню инфляции по всей цепочке».
«Союзмолоко» поддерживает инициативу по введению моратория, сказал его гендиректор Артем Белов. По его словам, у многих компаний увеличилось логистическое плечо — производители предпочитают закупать сырье в более отдаленных областях, если это экономически целесообразно.