Минус 57%: в первом полугодии россияне купили в два раза меньше автомобилей
Продажи новых легковых автомобилей и новых коммерческих автомобилей в России в июне упали на 82% (к аналогичному периоду прошлого года), до 27 761 автомобиля, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), поступившем в Forbes. Комментарии к опубликованной статистике АЕБ не предоставил.
С начала «спецоперации»* России на Украине об уходе с российского рынка, приостановке работы, прекращении поставок или инвестиций в той или иной форме заявили практически все американские, европейские и японские производители.
Санкционные ограничения и логистический кризис обрушили российский авторынок. В марте продажи упали на 62,9% к аналогичному периоду 2021 года (до 55 129 штук), в апреле рынок обновил антирекорд апреля 2020 года — падение по сравнению с апрелем 2021 года составило 78,5% (продалось 32 706 автомобилей). Ситуация еще больше усугубилась в мае — продажи рухнули на 83,5% (до 24 268 штук). Таким образом, за весну 2022 года рынок сжался более чем в два раза.
Всего за первое полугодие 2022-го было продано 370 228 автомобилей, снижение продаж за этот период составило 56,9%%.
Китайцы в топ-10
В минусе лидер российского рынка «Автоваз», продажи которого в июне упали на 81%, до 7 484 машин. Конвейер автопроизводителя не работал большую часть апреля и мая. Автоконцерну пока не помог старт продаж «самого доступного нового автомобиля на российском рынке» — Lada Granta Classic’22. В отличие от «стандартной» модели Classic и более продвинутой Comfort новый автомобиль не имеет подушек безопасности и антиблокировочной системы торможения (ABS). Выпускать машины без них в России разрешили из-за дефицита импортных компонентов.
Kia в июне сократил продажи на 80% (3703 машин), Hyundai — на 86% (2685 машин). За счет продаж легких коммерческих автомобилей на третье место поднялся ГАЗ, реализовав 2710 машин (падение «всего» на 42%). Популярные у россиян Skoda уменьшила продажи на 93% (до 659 машин), Volkswagen — на 93% (до 671 штуки), Toyota — на 95% (387 штук) и Nissan — на 88% (473 штук).
Продажи китайских брендов вышли в топ-10. Haval оказался на шестом месте, продав 1637 автомобилей, Geely — на восьмом, реализовав 1027 машин.
Уход с рынка «европейцев» и «японцев» позволил китайским брендам захватывать их доли рынка. По итогам июня россияне купили 6875 новых легковых автомобилей китайских брендов, что уже составляет 21% от общего объема рынка, выяснили эксперты агентства «Автостат» (используют данные «Электронный паспорт»). «Их доля растет стремительно последние три месяца: если с января по март она колебалась примерно на уровне 9,5%, то в апреле составила 12,6%, в мае — 16,9%, в июне — 21%, что является рекордом, — говорит руководитель пресс-службы агентства «Автостат» Азат Тимерханов. — Китайские автопроизводители умело воспользовались ситуацией, сложившейся на российском рынке. Пока европейские и японские компании ввели запрет на импорт и сборку своих автомобилей в России, китайские производители продолжают поставки. Их заводы работают — например, завод Haval в Тульской области».
Падение продаж и трафика
По оценке заместителя генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексея Старикова, в январе и феврале продажи у дилеров шли устойчиво, затем резко ушли в минус. «Падение продаж в июне по разным брендам в среднем составило 60%. Относительно трафика отмечу — ажиотажа не наблюдается», — говорит он.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль рассказывает, что в июне компания продала почти на 70% авто меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Он подтверждает высокий спрос на новые китайские и корейские автомобили, так как модели этих производителей регулярно поставляются в дилерские центры. За июнь большая доля продаж Fresh Auto пришлась на модели брендов Chery, Exeed, Haval и KIA. Ставку на «китайцев» сделал и «Авилон»: в первом полугодии компания получила дилерство сразу шести китайских автобрендов — Exeed, Chery, Faw, Changan, Haval и Geely.
Представитель крупнейшего российского дилера «Рольф» от комментариев отказался.
Господдержка не сработает
Государство обещает поддержку, но дилеры на нее особо не надеются. 16 июня министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил, что на поддержку спроса на автомобили в России в 2022 году будет выделено более 20 млрд рублей. «Что касается этого года, принято решение о выделении 20,7 млрд рублей на поддержку спроса. В первую очередь это возобновление программ автокредитования — 10,2 млрд рублей; 4,9 млрд рублей — на льготный лизинг, 2,6 млрд рублей — на скидки по электрическому транспорту и 3,3 млрд рублей — на газомоторную технику», — сказал министр.
Министерство реализует две программы льготных автокредитов: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они позволят гражданам получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн рублей.
«В целом господдержка — это хороший стимул для роста продаж. Но пока меры государственной поддержки работают только на стройтехнику и грузовики. Кроме того, при возобновлении программ стоит учитывать новую реальность. Например, программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» распространялись на авто стоимостью до 1,5 млн рублей, но сейчас транспортные средства по такой цене практически невозможно найти», — говорит Денис Мигаль.
Прогноз неутешительный
В 2021 году автомобильный рынок вырос на 4,3%, а всего было продано 1 666 780 автомобилей (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). В этом году, по словам президента Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), рынок новых автомобилей просядет в два-три раза. Виной тому практически полная остановка поставок автомобилей и запчастей к ним, рост цен на машины на фоне резкого снижения покупательской активности.
Падение авторынка до 50% прогнозировал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев. «Сегодня на нас негативно влияет отсутствие кредитов. Автокредитование практически остановилось. Обычного трехлетнего кредита сейчас нет. На кредиты приходилось порядка 60% продаж. Легализация рынка продаж автомобилей с пробегом, а он в три раза больше рынка новых автомобилей, способна положительно сказаться на развитии отрасли», – считает он.
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» видят три варианта развития событий. Продажи новых легковых автомобилей в России в нынешнем году могут упасть на 50% по отношению к 2021 году, в случае реализации базового сценария, тогда объем продаж составит 750 000 единиц. Если развитие рынка пойдет по оптимистичному сценарию, то его объем может составить 980 000 штук, что будет соответствовать падению на 35% год к году. Если же будет реализован пессимистичный сценарий, то рынок рухнет на 70%, до 470 000.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.