Продавцы пожаловались ФАС на порядок распродаж на маркетплейсах
Продавцы маркетплейсов обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить разработанный интернет-площадками механизм проведения распродаж. Они пожаловались, что в таких акциях участвуют вынужденно — за отказ от участия онлайн-ретейлеры могут увеличить комиссию за работу на площадке
Предпринимательская организация «Опора России» попросила Федеральную антимонопольную службу разъяснить допустимость проводимых маркетплейсами распродаж. Продавцов вынуждают в них участвовать, в то время, как закон о защите конкуренции запрещает подобные действия, говорится в обращении, с которым ознакомился «Коммерсантъ».
В ФАС пообещали рассмотреть обращение и подтвердили, что получили письмо. В нем мерой принуждения к распродажам «Опора России» назвала увеличение комиссии за работу на площадках до 10% для тех продавцов, кто отказался участвовать в распродажах и предоставлять скидки за свой счет. По словам CEO goOMNI Ефима Алдухова, Wildberries снижает комиссию (ее средний размер 12%) для участников распродаж. Маркетплейсы должны по идее компенсировать продавцам часть потерь в период скидок, чего зачастую не происходит, считает он.
Заместитель председателя правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов назвал сложившуюся практику недобросовестной. По его словам, она ущемляет права поставщиков и негативно сказывается на экономике продаж через онлайн-канал. По словам Алдухова, политика маркетплейсов не позволяет предпринимателям увеличивать цены. При расчете рекомендованной скидки Wildberries часто использует среднюю стоимость товара за предыдущий месяц, сказал он.
В Wildberries заверили, что продавцы сами принимают решение об участии в акциях и сами устанавливают цены на товары. Площадка при этом берет на себя растущие затраты на доставку, хранение, рекламу. В «Яндекс Маркете» и Ozon заявили, что никаких ограничений сервисы не устанавливают. «Какие-либо дискриминирующие условия к тем предпринимателям, кто по каким-то причинам решил не участвовать в распродаже, не применяются, их товары в период проведения акций представлены на площадке на прежних условиях», — заявил Ozon Forbes после выхода публикации.
Алдухов отметил, что давление одного игрока косвенно влияет на других. Например, если цены продавца на Ozon будут выше, чем на других площадках, более чем на 15–20%, он рискует лишиться, например, премиальных товаров, а это приведет в целом к снижению продаж маркетплейса на 20–30%, пояснил собеседник газеты.
По данным Infoline, в 2021 году интернет-площадки сформировали 3,4% оборота всего российского рынка розничной торговли, это сопоставимо с показателем ярмарок и рынков — 4,6%. Отдельные игроки могут выступать иногда критически значимым каналом продаж, отметил управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик. Он напомнил, что до сих пор не принят так называемый пятый антимонопольный пакет, положения которого регулируют в том числе работу интернет-площадок.
Маркетплейс непосредственно влияет на цены, когда требует устанавливать скидки, отметил управляющий партнер «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт. По его мнению, эти действия могут приравниваться к созданию вертикального картеля. В таком случае есть основания для привлечения его участников и координатора к ответственности. Эксперт напомнил, что участие в картеле наказывается оборотным штрафом в размере 1–15% выручки, полученной в результате продажи товаров с нарушением. Однако требования маркетплейсов участвовать в акциях, по его словам, могут выглядеть как добровольное решение продавца.
По словам партнера BGP Litigation Ирины Акимовой, ФАС потребуется доказать доминирующее положение маркетплейса, факт предложения невыгодных для контрагента условий и то, что последний против них возражал, указывая на невыгодность. По ее словам, у маркетплейсов могут быть свои аргументы, в частности, обеспечение доступности товаров для потребителей в условиях роста цен.