«Газпром» уменьшил поставки в Европу: приведет ли дефицит газа к смягчению санкций
«Г азпром» объявил о снижении поставок в Европу по трубопроводу «Северный поток», который работал с максимальной загрузкой около 167 млн кубометров в сутки, сначала — до 100 млн кубометров в связи с невозвратом компанией Siemens газовой турбины компрессорной станции «Портовая» из ремонта, а затем — до 67 млн кубометров в сутки из-за необходимости остановить еще одну требующую ремонта турбину.
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), пояснил, что у производителя турбин Siemens есть только один завод, на котором можно производить ремонт этих двигателей. Завод находится в Канаде. Поскольку Канада ввела санкции против «Газпрома», Siemens не смог забрать двигатель из ремонта. Другие двигатели тоже требуют ремонта, а отправить их в Канаду невозможно.
«Могу вам прямо сейчас объективно сказать — на сегодняшний день никакого пути решения той проблемы, которая возникла по компрессорной станции «Портовая», нет», — сказал Миллер.
Снижение поставок на 100 млн кубометров в сутки приведет к изъятию с рынка Европы 3 млрд кубометров ежемесячно и резко замедлит пополнение газохранилищ, отметили аналитики BCS Global Markets. Поставки газа из России в Европу по трубопроводам в 2021 году, по данным Международной энергетической ассоциации (МЭА), составили 140 млрд куб. м.
Вице-канцлер и министр экономики Германии Роберт Хабек заявил, что действия «Газпрома» вызваны скорее политическими причинами, чем техническими.
Правительство Канады активно обсуждает с Германией вопрос о турбинах и пытается найти решение, сообщил Reuters со ссылкой на представителя министра природных ресурсов Канады.
На бирже ICE в четверг, 16 июня, фьючерсы поднялись на 12% и приближались к €135 за 1 МВт-ч. В течение двух предыдущих торговых сессий цены выросли на 44% и достигли максимума с 11 марта. 17 июня фьючерсы несколько снизились до €126,6.
«Газпром» сообщил, что экспорт газа в страны дальнего зарубежья за первые пять с половиной месяцев нынешнего года сократился на 28,9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года до 65,6 млрд кубометров. Ранее «Газпром» прекратил поставки ряду европейских компаний из-за их отказа принять предложенную Россией новую схему оплаты. Прокачка также снизилась с мая после того, как Украина отказалась принимать российский газ через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка», расположенную на территории Луганской народной республики и перешедшую под контроль российских войск.
Пробить брешь в санкционном режиме
Опрошенные Forbes аналитики склонны считать, что действия «Газпрома» вызваны стремлением снизить санкционное давление. «Логичным вариантом решения проблемы было бы исключение из санкций поставки необходимого «Газпрому» оборудования — в этом заинтересована в первую очередь европейская сторона», — говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
«Газпром» хочет решать проблему не технически, а политически: чтобы европейские потребители и правительства сами придумывали, как сохранить поставки российского газа, несмотря на введенные ими же санкции, — путем изъятий из санкционного режима, например, поставок запчастей», — сказал Forbes эксперт в газовой отрасли, пожелавший остаться неназванным.
Учитывая прямую зависимость цен на газ в Европе, которые обновили максимумы за два с половиной месяца, от поставок из России, европейские страны, прежде всего Германия, могут повлиять на решение Канады по антироссийским санкциям, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. «Именно так может быть создано исключение для ремонта газотурбинных двигателей Siemens», — говорит эксперт.
«Газпром» мотивирует Запад снять часть санкций, — отмечает эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. — «Газпром» показывает: своими санкциями вы сами себя закопали».
Есть ли техническое решение
Аналитики не исключают, что у «Газпрома есть технические возможности компенсировать выпадающие объемы поставок по «Северному потоку», однако скептически относятся к такой перспективе.
«Я не исключаю, что со временем можно найти техническое решение для агрегатов станции «Портовая», но глобализация производства сейчас такова, что при нарушении цепочек поставок из-за санкций или пандемии обязательно что-нибудь да сломается», — говорит эксперт в газовой отрасли. Что касается альтернативных маршрутов, то физические возможности есть, но газопровод «Ямал — Европа» стоит пустым из-за российских санкций, достроенный газопровод «Северный поток — 2» не работает из-за санкций других стран, на украинском маршруте поставки были снижены на треть из-за ситуации на востоке Украины, напоминает эксперт.
«Возможны переговоры с Украиной насчет возобновления ранее остановленной части транзита, но для этого необходима нормализации переговорного процесса между Россией и Украиной в целом, — полагает Кауфман из «Финама». — В наиболее маловероятном сценарии можно даже вспомнить о «Северном потоке — 2», но сделать исключение для первого «Северного потока» намного проще, чем вернуться к запуску второго». Кауфман не считает возможным использование на станции «Портовая» запасных частей от агрегатов Siemens, установленных на других станциях. «Полагаю, что если бы «Газпром» мог и хотел использовать запчасти из других объектов, он бы это уже сделал», — говорит эксперт.
«Газпром» может частично компенсировать выпадающие объемы за счет украинского маршрута, считает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Так, пропускной мощности на ГИС «Суджа» (точка входа на Украину из России магистрального газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород») достаточно, чтобы нарастить прокачку по южному маршруту почти на 40 млн куб. м в сутки, что почти наполовину покрывает снижение на северном направлении, отмечает эксперт. Часть дополнительных объемов может быть направлена в Центральную Европу, откуда российский газ через Австрию и Чехию будет поступать в Германию, рассуждает он. «Однако недостающие 40-45 млн кубометров в сутки компенсировать вряд ли удастся, поскольку решение этого вопроса находится в политическом русле», — считает Блохин.
Что же касается потенциала замещения критического оборудования на компрессорной станции «Портовая», Блохин напомнил, что «Газпром» обладает развитой сетью газотранспортных мощностей, в том числе соответствующей инфраструктурой «Северного потока — 2», строительство и оснащение которой завершилось в 2021 году. По мнению эксперта, определенный запас прочности у концерна есть, однако вопрос, будет ли он задействован для ремонта и переоснащения действующих экспортных мощностей, остается открытым.
Как Европа переживет падение поставок
Аналитики считают, что в ближайшей перспективе Европа относительно легко справится с падением поставок, однако дальше ситуация может обостриться.
«Сейчас, в июне, Европа сравнительно легко переживет снижение газпромовских поставок, так как летом потребление газа падает, а локдауны в Китае позволяют перенаправить потоки свободного сжиженного природного газа (СПГ) на европейский рынок, — говорит эксперт газового рынка. — Ситуация обострится ближе к осени, к началу отопительного сезона, в зависимости от заполнения европейских хранилищ». По его словам, хотя Европа старается активно договариваться с альтернативными поставщиками газа (не только с США, но и с Катаром, Азербайджаном, Израилем), объем потенциально выпадающих газпромовских поставок слишком велик и зима в Европе может оказаться тяжелой.
«Последние месяцы европейские подземные газовые хранилища (ПХГ) заполнялись ускоренными темпами, чему во многом помогли локдауны в Китае, из-за которых импорт СПГ в страну был на двухлетнем минимуме, а освободившиеся объемы смогли отправиться в Европу, — говорит Кауфман из «Финама». — В результате ПХГ в Европе заполнены уже на 52%. При этом если проблемы с российским экспортом сохранятся вплоть до отопительного сезона, то газа, действительно, может физически не хватить».