Маркетплейсы рвутся вверх: за счет чего выросли обороты крупнейших ретейлеров России
Совокупный оборот сотни крупнейших ретейлеров за 2021 год, по данным рейтинга агентства INFOLine, вырос на 22,3% до 16,4 трлн рублей (результаты исследования есть у Forbes). «Рост рынка, конечно, внушительный, но не рекордный. Максимальный рост лидеров потребительского рынка наблюдался в 2012 году, тогда рост составил 23,6%, однако тогда речь шла о росте в основном за счет инфляции», — поясняет глава агентства Иван Федяков.
На топ-100 крупнейших сетей в 2021 году приходилась почти половина рынка (46,5%), а топ-10 крупнейших контролируют почти его треть (27,5%). Порог отсечения для попадания в рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100 по итогам прошедшего года составил 22 млрд рублей.
Тройка лидеров осталась неизменной. На первом месте X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»), далее «Магнит» («Магнит», «Гипермаркет «Магнит», «Магнит «Семейный», «Магнит косметик», «Моя цена» и приобретенная в 2021 году сеть «Дикси») и Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль», «Виктория»). «Лента», потеряв пару позиций, перешла с четвертого на шестое место. «Их стратегия была основана на развитии гипермаркетов, но в пандемию крупноформатные объекты теряли продажи. А запущенные новые форматы супермаркет и мини только набирают оборот», — говорит Иван Федяков.
В целом рост в 2021 году объясняется, по его мнению, рядом факторов. Во-первых, общая консолидация рынка. «Пандемия подкосила многие сети. Небольшие компании не имели такого запаса устойчивости, как крупные, и хуже адаптировались к сложным условиям», — отмечает Федяков. Во-вторых, за счет развития электронной торговли. «Многие сети не развивали активно онлайн до 2019 года, а пандемия и временные закрытия магазинов сделали именно онлайн-продажи ключевым каналом продаж для спасения. Это поддержало рост маркетплейсов, так как многие поставщики стали напрямую продавать через них», — отмечает Федяков.
Маркетплейсы роста
Пандемия и ее последствия в 2021 году значительно изменили рынок российского ретейла и привели к его трансформации в сторону большего развития сегмента электронной торговли, считает глава INFOLine. «В структуре розничного товарооборота мы впервые выделили такой канал продаж, как маркетплейс, так как он занимает уже 3,4% рынка. За год продажи по данной модели увеличились более чем в 2,5 раза и превысили 1 трлн рублей», — говорит Иван Федяков.
В этой связи авторы рейтинга уточнили методологию подсчета. Обороты маркетплейсов (GMV) теперь поделили на продажи собственных товаров (они идут с указанием места в рейтинге) и оборот маркетплейса как витрины (без места). Например, маркетплейс Wildberries без указания места входит в первые строчки рейтинга с оборотом в России в 618,1 млрд рублей без НДС (рост на 96,2%). Он же с собственными продажами занимает 20-е место с выручкой 148,3 млрд рублей. Оборот Ozon — 393 млрд рублей (без места) с ростом на 154,1% год к году и 18-е место с собственными продажами — 157,8 млрд рублей.
Все на стройку
Что касается отдельных сегментов рынка, бурный рост продолжают компании DIY-категории (строительные материалы и товары для дома). «Опять же причина кроется в пандемии. Люди сидели дома, начали дома благоустраивать и до сих пор продолжают покупать товары для ремонта. Сегмент в целом за год прибавил 19%», — отмечает Иван Федяков. Лидером роста стали «ВсеИнструменты.ру». Прибавив сразу 52,5%, компания поднялась на 13 пунктов вверх и заняла 42 -еместо (оборот 56 млрд рублей). «Высокие темпы роста объясняются грамотной стратегией. С самого начала компания ведет омниканальную модель торговли (модель, при которой одинаково эффективны все каналы продаж: от социальных сетей до стационарного магазина с витриной. — Forbes)», — объясняет Федяков. На 38% до 102 млрд рублей вырос оборот сети «Петрович» (27-е место). Не потерял седьмое место в рейтинге активно открывавший новые гипермаркеты Leroy Merlin — оборот 462,4 млрд рублей.
Кто ушел
Ряд компаний в силу своих ослабевающих позиций рейтинг покинули. Например, сеть Billa, которая годом ранее занимала 42-е место, но была поглощена «Лентой».
Не попала в рейтинг столичная сеть продуктовых супермаркетов «Магнолия», занимавшая ранее 90-е место. «За 2021 год количество объектов «Магнолии» уменьшилось на 18 точек. Тенденция продолжилась и в этом году. За январь-апрель 2022 года количество объектов уменьшилось еще на 9. Уровень конкуренции в столице велик. К тому же за 2021 год выручка компании, по оценке INFOLine, увеличилась всего на 4,3% до 21,8 млрд рублей», — поясняет Иван Федяков.
Пропали из рейтинга и аптечные сети «Эркафарм» (33-е место) и «Мелодия здоровья» (80-е место). Обе компании теперь принадлежат ГК «Катрен», которая по итогам 2021 года занимает 32-е место рейтинга.
Санкций стоит бояться
В текущей геополитической ситуации делать прогноз на будущий год сложно, считает Федяков, но «ситуация однозначно изменится, а санкций стоит бояться». По его мнению, в следующем году рейтинг покинут многие иностранные компании, приостановившие работу в России, а также те российские компании, которые не смогут работать в России без прямых контрактов.