Как на «Газпроме» отразится прекращение поставок газа в «недружественные» страны
На 1 июня «Газпром» прекратил поставки газа шести европейским компаниям Shell Energy (Германия), Orsted Salg & Service A/S (Дания), GasTerra B.V. (Нидерланды), Gasum (Финляндия), а также «Булгаргаз» (Болгария) и PGNiG (Польша), таким образом завершив отключение компаний, которые отказались от предложенной Россией схемы оплаты. Поставки этим компаниям составляют примерно 17,5 млрд куб. м газа в год. Это чуть меньше 13% всех поставок в Европу по трубопроводам, которые в 2021 году, по данным Международной энергетической ассоциации (МЭА), составили 140 млрд куб. м.
Владимир Путин 31 марта подписал указ о специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа. Согласно документу, с 1 апреля «Газпром» получает платежи от «недружественных» государств в рублях. Однако покупатели могут продолжать расплачиваться в валюте.
Вначале Европейская комиссия и различные европейские потребители российского газа высказались против изменения порядка расчетов, считая, что новая схема может позволить России обойти санкции, в частности против Центробанка, но затем «Газпром» распространил среди клиентов дополнительные разъяснения, исключающие ЦБ из процесса конвертации валюты в рубли. После этого Европейская комиссия, в принципе, согласилась с возможностью оплаты на российских условиях, но не поддержала открытие компаниями рублевых счетов. После этого многие европейские компании стали объявлять о том, что осуществили платежи за потребленный газ.
19 мая вице-премьер Александр Новак на просветительском марафоне «Новые горизонты» сообщил, что к этому времени уже около половины из 54 клиентов «Газпрома» открыли счета в «Газпромбанке» как валютные, так и рублевые. Forbes обратился за комментарием в «Газпром», но на момент выхода материала ответа не получил.
Предел падения еще не достигнут, говорит источник на рынке. «Некоторые покупатели сейчас платят через Газпромбанк, но что они сделают дальше — неизвестно: например, в своем пресс-релизе ENI называет новую схему оплаты мерой предосторожности, не противоречащей текущим санкциям, а также говорит о намерении подать в арбитраж», —отмечает собеседник Forbes.
«Можно предположить, что с момента пересмотра схемы оплаты российского трубопроводного газа в апреле все платежи европейских потребителей были осуществлены в рублях, поскольку расчет по долгосрочным контрактам обычно происходит в начале месяца, следующего за месяцем поставки, — говорит cтарший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Несмотря на то что официального подтверждения этой информации не поступало, что не удивительно в текущей ситуации, поставки российского газа с 1 июня ведутся без нареканий. Это предполагает, что каких-либо дальнейших отказов ждать не стоит».
Экспорт упал раньше
В отчете за пять месяцев 2022 года «Газпром» указал, что поставки в страны Дальнего зарубежья равнялись 61 млрд куб. м, а падение составило 27,6% (23,2 млрд куб. м) по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Падение лишь частично отражает отключение западных компаний, поскольку для большинства из них поставки прекращены в последние дни мая. Польшу и Болгарию отключили от трубопровода в конце апреля. Польша по контракту с «Газпромом» получала 8,7 млрд куб. м в год, Болгария — 3,3 млрд куб. м.
Директор по инвестициям «Локо банка» Дмитрий Полевой считает, что сокращение может объясняться меньшим, чем в прошлом году, отбором топлива потребителями и снижением в мае прокачки через Украину, которая отказалась на фоне «спецоперации»* принимать российский газ через станцию, расположенную на территории Луганской народной республики и перешедшую под контроль российских войск.
Ключевая причина снижения спроса на российский газ — это ценовая конъюнктура рынка газа в Европе, считает Блохин из Альфа-банка. По его словам, в декабре 2021 года цена фьючерсов на газ с поставкой в следующем месяце достигала немыслимых ранее $2000 за 1000 куб. м, что существенно превышало спотовые котировки в январе (тогда цена была ниже $1100 за 1000 куб. м). 80% европейских контрактов «Газпрома» привязано к фьючерсным ценам, поэтому поставки сократились до рекордно низких 11,4 млрд куб. м, 7,9 млрд из которых пришлись на ЕС. Это более чем на 40% ниже результатов предыдущего года, напоминает эксперт. Аналогичная ситуация повторилась в апреле и мае, когда российский трубопроводный газ активно замещался свободным сжиженным природным газом (СПГ).
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов отметил, что снижение поставок российского трубопроводного газа в страны ЕС произошло также в связи с отказом Литвы от российского газа с 1 апреля. Литва в 2021 году потребила 24 терраватт-часов, или примерно 2,37 млрд куб. м газа.
Кроме того, добавляет Громов, нидерландская компания GasTerra, которая отказалась платить за газ рублями, помимо 2 млрд куб. м по долгосрочному контракту, приобретала российский газ на нидерландском торговом хабе TTF. Громов предполагает, что GasTerra не будет покупать там газ у «Газпрома» на новых условиях.
Он также указал на последствия введенных Россией контрсанкций, которые затрагивают поставки газа через дочерние предприятия «Газпрома», взятые под контроль властями Германии. Вице-канцлер и министр энергетики Германии Роберт Хабек оценил потери от этих мер в 3% от всех поставок — 10 млн куб. м в день, или 3,65 млрд куб. м в год.
Экспорт «Газпрома» снизится, но доходы пока сохранятся
Европейская комиссия (ЕК) опубликовала 18 мая доработанный план прекращения зависимости от российских ископаемых видов топлива (REPowerEU), исключив из него предыдущее предложение сократить потребление российского газа на две трети уже в нынешнем году.
Отказ от двух третей российского газа уже в 2022 году вряд ли достижим, полагает источник Forbes: несмотря на рост импорта СПГ, его свободные, незаконтрактованные объемы пока невелики, и к началу отопительного сезона ситуация в Европе будет трудной. Но полный отказ Европы от российского газа через несколько лет — цель вполне реальная. Даже если в ближайшие месяцы «Газпром» будет зарабатывать внушительную прибыль от экспорта, его рыночная ниша сокращается.
«В целом по итогам 2022 года поставки «Газпрома» в страны ЕС могут потенциально снизиться до 100-105 млрд куб. м. Таким образом, сокращение может составить примерно 35-40 млрд куб. м по сравнению с 2021 годом, — полагает Громов из Института энергетики и финансов. — Это то реальное снижение, с которым столкнется Европа в части поставок российского газа».
В цену газа, который «Газпром» продает по долгосрочным контрактам, уже включен тот высокий уровень цен, который сложился в Европе во втором полугодии и особенно в IV квартале 2021 года, говорит Громов. Поэтому средняя контрактная цена для европейских потребителей в зависимости от страны колеблется от $800 до $900 за 1000 куб. м. «С точки зрения размеров экспортной выручки по сравнению с 2021 годом мы предполагаем, что она даже с учетом ожидаемого падения российского экспорта, видимо, будет сопоставима с показателями 2021 года», — говорит эксперт.
Постепенный отказ ЕС от российского газа остается политической целью, но возможность его осуществления остается под вопросом, считает Полевой из «Локо банка». «Экономически история с отказом от российских энергоносителей выглядит так: объемы нефти уходят на другие рынки, а цены растут, — говорит эксперт. — То же самое происходит с газом: сильный рост цен более чем перекрывает снижение физических объемов поставок в ЕС. Поэтому экспортная выручка «Газпрома» не падает, как того хотели бы на Западе».
Несмотря на негативную динамику последних пяти месяцев и выпадение определенных маршрутов поставок, то есть транзита через украинский пункт «Сохрановка» и газопровод «Ямал — Европа», в Альфа-банке считают, что «Газпрому» удастся не допустить значительного снижения экспортных поставок по итогу года. «По нашим оценкам, в случае обострения конкуренции на рынке СПГ во второй половине года снижение российского экспорта может составить немногим более 20% от 185 млрд куб. м, поставленных «Газпромом» в страны дальнего зарубежья в 2021 году», — отмечает Блохин. Однако даже снижение экспорта российского трубопроводного газа в пределах 30% год к году не столь существенно отразится на доходах «Газпрома» в случае сохранения высоких цен на европейском рынке. А это является неизбежным следствием наращивания импорта СПГ в ЕС, рассуждает эксперт. «Поскольку по итогам 2022 года цена реализации может вырасти вдвое относительно результатов 2021 года, финансовое положение компании остается уверенным», — заключает эксперт.
Чистая прибыль «Газпрома» по МСФО за 2021 год составила почти 2,2 трлн рублей, увеличившись в 13 раз по сравнению с предыдущим годом, при выручке в 10,2 трлн рублей. Она выросла на 60%.
Снижение добычи и рост внутреннего потребления
Объемы, которые «Газпром» недопоставит на внешний рынок, частично будут компенсированы потреблением на внутреннем рынке при некотором сокращении добычи, говорит Громов из Института энергетики и финансов. «В отличие от нефти серьезных возможностей для перенаправления трубопроводных газовых поставок на другие рынки у «Газпрома» сейчас нет, — отмечает он. — Поэтому будут предприниматься усилия для наращивания продаж газа внутри страны».
Эксперт напоминает, что в прошлом году потребление газа в России рекордно выросло почти на 50 млрд куб. м. Он также отмечает, что, в отличие от нефтедобычи, где остановленные скважины навсегда выводятся из эксплуатации, с газовыми скважинами таких проблем не возникает и добычу на них можно временно остановить. «Для «Газпрома» это не критично, поскольку всегда можно подсократить планы по добыче природного газа, какие-то скважины не вводить в эксплуатацию, а на каких-то скважинах остановить добычу», — говорит Громов.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.