Байсаров и Газпромбанк предложили взять в концессию модернизацию БАМа и Транссиба
Газпромбанк и «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова предложили передать им в концессию модернизацию БАМа и Транссиба. Проект модернизации Восточного полигона российских железнодорожных дорог предполагает строительство несколько тоннелей и сооружений на сумму от 2,6 трлн рублей, потенциальный концессионер готов вложить больше половины от этой суммы
Газпромбанк и «Бамтоннельстрой-Мост» (БТСМ) Руслана Байсарова предложили президенту России передать им в концессию крупнейший инфраструктурный проект России — модернизацию БАМа и Транссиба. Концессионер готов вложить в него 1,5 трлн рублей, ориентировочная стоимость проекта — более 2,55 трлн рублей, пишет «Коммерсантъ». Сам Байсаров оценивал потребность в работниках для реализации проекта в 230 000 человек.
О предложении взять в концессию расширение Восточного полигона сообщил 31 мая Газпромбанк. «Проект придаст импульс развитию Дальнего Востока и Сибири, поспособствует освоению огромных ресурсов и росту экономического потенциала регионов», — говорится в релизе банка (есть в распоряжении Forbes). В нем отмечается, что банк — один из лидеров в финансировании инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства, а БТСМ — крупнейшее в России строительное предприятие, построившее в том числе все десять тоннелей БАМа.
Как выяснила газета, письмо с инициативой о концессии председатель правления банка Андрей Акимов и председатель совета директоров БТСМ Байсаров направили Путину 29 марта. В нем говорилось, что к 2035 году «в случае реконструкции магистралей и расширения «узких» мест (с учетом строительства вторых Северомуйского и Кузнецовского тоннелей) пропускная способность полигона возрастет до 260–280 млн тонн». Авторы обращения попросили президента поддержать инициативу и «совместно проработать условия реализации Восточного полигона железных дорог под ключ по модели концессионного соглашения, заключаемого с привлечением концессионера, созданного консорциумом Газпромбанка» и БТСМ.
Президент 6 апреля поручил премьеру Михаилу Мишустину, главе Минтранса Виталию Савельеву и главе ОАО РЖД Олегу Белозерову «рассмотреть и доложить». 31 мая этот вопрос обсуждался на заседании комиссии по вопросам реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина. По данным газеты, предложение включает в себя строительство или реконструкцию Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей, а также моста через Амур.
РЖД давало ориентир по сумме инвестиций, необходимых для роста пропускной способности на 240 млн тонн, — 2,55 трлн рублей, но она не учитывала стройку второго Северомуйского тоннеля, стоимость которого оценивалась в 200 млрд рублей. По оценке, приведенной в материалах потенциального концессионера, мультипликативный эффект от проекта — увеличение экспорта в страны АТР на 8,3 трлн рублей, увеличение добычи полезных ископаемых к 2025 году на 220 млн тонн с приростом выручки добывающей отрасли на 550 млрд рублей, повышение экспортного потенциала перевалки в портах Дальнего Востока на 180 млрд рублей и другое.
Минтранс, по словам собеседника, подписал приказ о создании рабочей группы по этому вопросу и проработке всех вариантов в течение двух месяцев. Хуснуллин поручил Минтрансу, РЖД, Газпромбанку и БТСМ проработать в составе рабочей группы все мероприятия, сроки и условия возврата инвестиций. На том же заседании рассматривалась и другая концессионная инициатива — строительство моста на Сахалин, инициированное компанией МГР Михаила Скигина и партнеров.
Эта компания сейчас на условиях концессии строит порт Поронайск на Сахалине. Потенциальный концессионер готов вложить в мост на Сахалин 300 млрд рублей при предварительной стоимости проекта в ценах 2021 года в 676 млрд рублей. Строительство моста в 1,5 раза дешевле, чем модернизация восточных участков БАМа и Транссиба (Комсомольск — Ванино и Волочаевка — порты Приморья), которая обойдется в 1,03 трлн рублей, говорил Скигин на заседании. По итогам заседания комиссии, сообщил источник газеты, было предложено рассчитать грузовую базу моста на Сахалин и продолжить развитие порта Поронайск как базы для Севморпути. Судьба проекта будет зависеть от того, какие решения будут приняты в июле по третьему этапу модернизации БАМа и Транссиба.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил: «Интерес частного капитала к расширению практически безальтернативного пути российского экспорта будет возрастать, и ОАО РЖД нужно быть готовым к тому, что правительство часть этих предложений будет склонно рассмотреть». По его мнению, РЖД нужно сформировать внятный перечень тех участков и проектов, где может быть задействован частный капитал, и проработать инструменты обеспечения возврата инвестиций. Однако, сказал эксперт, модернизация Восточного полигона не может зависеть от исполнения обязательств по такому важному и значимому проекту одним концессионером.