Евросоюз после долгих согласований все-таки откажется от большей части российской нефти. Решение, которое еще предстоит оформить в рамках шестого пакета санкций ЕС против России, предполагает полный запрет на поставки нефти морским путем и отказ от части поставок по нефтепроводу «Дружба».
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия в 2021 году экспортировала в ЕС 2,4 млн баррелей нефти в сутки — это чуть больше половины всего экспорта. Как сообщила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, на морские перевозки приходится примерно две трети российского экспорта, остальное — на трубопровод «Дружба». По северному маршруту этого нефтепровода сырье поставляется в Германию и Польшу, которые готовятся отказаться от российской нефти до конца года. Таким образом, после прекращения поставок по морю и по северному маршруту остается 10-11% нефти, которая поступает по южному маршруту нефтепровода в Венгрию, Словакию и Чехию. Венгрия, которая серьезно зависит от российской нефти, до сих пор блокировала принятие Евросоюзом решения об отказе от российской нефти.
Глава Еврокомиссии пояснила, что пока поставки по южному маршруту не будут включены в санкционный пакет, но со временем они могут быть замещены, в частности, импортом с терминала в Хорватии по нефтепроводу «Адрия». Кроме того, ЕС готов вложиться в переоборудование НПЗ, «поскольку качество нефти из адриатического нефтепровода отличается от российской». «В ближайшее время мы сможем вернуться к вопросу об оставшихся 10% трубопроводной нефти», — сказала фон дер Ляйен.
По данным Bloomberg, запрет на морские поставки нефти может вступить в силу через шесть месяцев после утверждения санкционного пакета, а запрет на поставки нефтепродуктов — через восемь месяцев. Для некоторых стран предусмотрен более длительный переходный период: Болгария сможет отказаться от поставок нефти по морю с июня или декабря 2024 года, а Хорватия может получить льготу на импорт нефтепродуктов. В пакет также предполагается включить запрет на страховку перевозок российской нефти.
Прощание с Европой
Россия теряет близкий рынок, адаптировавшийся к закупке именно российских сортов нефти, и будет вынуждена возить свою нефть с повышенными затратами на далекие рынки, на которых она в силу конфигурации тамошних НПЗ имеет объективно меньшую ценность, чем на европейском, полагает независимый аналитик Сергей Вакуленко.
В принципе нынешнее эмбарго ЕС в определенной степени уже отражает порядок вещей, сложившийся после начала добровольных бойкотов российской нефти европейскими покупателями, говорит Вакуленко.
Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин отмечает, что оценка главы Еврокомиссии относительно будущего сокращения поставок нефти не соответствует реальному положению дел. Дело в том, что представители ЕС ссылаются на объемы, которые импортировались из Евросоюза до событий на Украине.По словам Блохина, если еще недавно доля стран ЕС в российском нефтяном экспорте составляла порядка 46%, то к настоящему моменту она опустилась ниже 30%. Поэтому сокращение уже не будет столь масштабным, как его озвучивают представители Евросоюза. По оценкам эксперта, сокращение поставок российской нефти в Европу на данный момент составит не более 75%, что будет обусловлено в первую очередь запретом морских поставок. «Поскольку Германия и Польша уже в значительной степени снизили прокачку российской нефти в апреле-мае, мы не видим существенного потенциала сокращения поставок на трубопроводном направлении», — заключает Блохин.
Говорить сейчас о том, что сокращение поставок российской нефти в Европу приведет к значительному снижению объемов российского экспорта, также не приходится, считает Блохин: «В глобальном масштабе мы видим, что рынок нефти остается дефицитным, а узкие места наблюдаются даже в США, где опережающими темпами растут цены и спрос на моторное топливо».
Таким образом, свободные объемы российской нефти так или иначе найдут своего потребителя на глобальном рынке, особенно если ее партии будут продаваться со значительным дисконтом, считает Блохин: «Несмотря на то что дисконт в ценах на российскую Urals за последний месяц снизился с $35 до $25 за баррель, российская нефть остается привлекательной для ряда крупных покупателей, что подтверждает график отгрузки из российских портов».
«Хотя в краткосрочной перспективе для России последствия мер ЕС не катастрофичны, в долгосрочной — это весьма неприятное развитие, — полагает Вакуленко. — Возможен сценарий, при котором рост цен одновременно подтолкнет и рост добычи, и снижение спроса на нефть, и на горизонте пяти — семи лет мир сможет обходиться и без покупки российской нефти». Он также обращает внимание на то, что в обсуждаемом пакете санкций есть меры, направленные на усложнение морской логистики российской нефти, в частности запрет европейским страховым и финансовым организациям участвовать в сделках по страхованию нефтяных грузов российского происхождения. Перевозить нефтяные грузы без страховки невозможно, и если российским компаниям и их контрагентам не удастся выстроить схемы без участия европейских страховщиков и финансистов, российский нефтяной экспорт действительно может значительно сократиться, считает Вакуленко. «Но тогда на глобальном нефтяном рынке появится реальный дефицит, и мир столкнется со значительным ростом цен — на десятки долларов за баррель», — полагает эксперт.
Восточный поворот
Немногим менее половины российского экспорта, ранее направлявшегося в европейские страны морем, уже удалось перенаправить на азиатские рынки, и сделано это было в кратчайшие сроки — менее чем за три месяца с начала «спецоперации»* России на Украине, напоминает Никита Блохин. «Очередное углубление дисконта в ценах только подстегнет спрос на российскую нефть со стороны стран, не обремененных санкционными ограничениями», — считает эксперт. Так, спрос на российскую нефть растет в Индии и Китае, что может способствовать дополнительным поставкам в страны АТР.
После апрельского шока с поставками российской нефти значительные объемы переориентировались на азиатские рынки, и стало понятно, по какой цене нефть удается поставлять в Азию, рассуждает Сергей Вакуленко. Часто упоминаемая скидка $30 за баррель включает в себя и дополнительные затраты на транспорт. При цене $120 за баррель цена со скидкой более чем комфортна и для российских компаний, и для бюджета — даже с учетом снизившихся объемов продаж, рассуждает Вакуленко.
По оценке Альфа-банка, уже в июне экспорт российской нефти в Индию может увеличиться на 0,2 млн баррелей в сутки. Значительным потенциалом обладает и Китай: в случае политического решения дополнительные поставки российской нефти в КНР могут составить до 0,4 млн баррелей в сутки, считает Блохин: «Вместе с трейдинговыми операциями это может в значительной степени перекрыть выпадающие с европейского направления объемы, которые мы оцениваем в размере 0,8 млн баррелей в сутки».
Москва пытается продать как можно больше сырой нефти азиатским покупателям, в частности в Китай и Индию, хотя пока объемы не достигли объемов морского экспорта России в Европу, говорит аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. По его данным, экспорт российской нефти в Китай в мае вырос до 1,04 млн баррелей в сутки по сравнению с 937 000 в апреле, а поставки в Индию в мае хоть и снизились до 853 000 баррелей в сутки по сравнению с рекордными 1,09 млн баррелей в сутки в апреле, это все же значительно выше, чем, например, в январе, когда экспорт был всего лишь около 57 000 баррелей в сутки.
Кто заменит Россию на рынке нефти в Европе
На рынках Индии, Китая и стран Юго-Восточной Азии Россия все активнее замещает ближневосточных и африканских поставщиков, которые в свою очередь наращивают поставки в Европу, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Европа, по сути, заинтересована в том, чтобы мы с кем-то поменялись рынками сбыта, именно поэтому из шестого пакета ушел пункт о запрете на транспортировку российской нефти — чтобы Россия на какой-то период не сокращала предложения и не усугубляла дефицит на рынке, который мог бы привести к резкому взлету цен», — поясняет Юшков.
Потавин из «Финама» отмечает, что для компенсации потерь российского сырья европейские НПЗ уже переключаются на западноафриканскую нефть из Нигерии, Анголы и Камеруна, рост поставок которой в апреле составил 17% по сравнению со средним показателем за этот месяц в 2018-2021 годах. Европа также нарастила импорт нефти из США — в апреле он вырос по сравнению с мартом на 15%, до 1,45 млн баррелей в сутки.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов отмечает, что вопрос о том, кто будет альтернативным поставщиком, обычно остается за рамками дискуссии в ЕС. По его мнению, Евросоюз в первую очередь рассчитывает на поставки из Персидского залива, которые будут перенаправлены из Азии, где их место займет российская нефть. Возможности США увеличить поставки ограниченны, полагает Галактионов, поскольку экспорт топлива оттуда уже находится на максимумах — 10,6 млн баррелей в сутки, из которых 4,3 млн баррелей в сутки приходится на сырую нефть. При этом, отмечает он, в США все острее встают проблемы с доступностью топлива на внутреннем рынке, что также снижает возможности для увеличения экспорта.
Поставки нефти по нефтепроводам Европе будет заместить сложнее всего, говорит Галактионов. Германия и Польша планируют доставлять нефть на нефтеперерабатывающие заводы в городах Шведт-на-Одере (Германия ) и Плоцк (Польша) с помощью танкеров через близлежащие порты. «Но здесь есть много вопросов, в том числе поиск поставщика, формирование логистических цепочек, перенастройка оборудования НПЗ, — утверждает эксперт. — На этом пути может появиться множество проблем, которые не удастся решить до конца года».
Надо понимать, что лишней нефти в мире сейчас нет, ее потребляется примерно столько же, сколько и добывается, притом что дополнительных мощностей по добыче в целом тоже практически нет, считает Вакуленко. Европа могла бы рассчитывать на ближневосточную нефть, но резко нарастить поставки из этого региона вряд ли получится, поскольку государства там строго придерживаются рамок соглашения ОПЕК+ и не намерены превышать ранее оговоренные объемы, говорит эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. Она напоминает, что глава ОПЕК Мухаммед Баркиндо предупреждал Европу, что в случае полного введения эмбарго на российскую нефть с рынка уйдет до 7 млн баррелей в сутки нефти и нефтепродуктов, замену которым сегодня найти нельзя.
В США в 2022 году рост добычи ожидается меньше чем на 1 млн баррелей в сутки, говорит Вакуленко. Он отмечает, что сейчас обсуждается ослабление санкций в отношении Ирана и Венесуэлы, но эти страны быстро нарастить добычу не смогут — им понадобятся инвестиции и время. Соответственно, Европе придется перебивать других покупателей, в первую очередь азиатских — Индию и Китай. По его данным, страны Западной Африки, в основном Нигерия, Ангола и Габон, поставляли в Китай и Индию около 1,8 млн баррелей в сутки, которые могут пойти в Европу вместо российской нефти. Еще 1,8 млн баррелей в сутки в Азию поставляются из Латинской Америки, в основном из Бразилии, Мексики, Венесуэлы и Гайаны, которые тоже могут рассматриваться как «кандидаты на разворот». Расстояния до Европы от этих производителей больше, чем от российских портов, но меньше, чем до Китая и Индии, так что с поисками дополнительных танкеров особенных проблем возникнуть не должно, говорит Вакуленко. «Эти проблемы будет решать не абстрактная Европа, а трейдерские дома и нефтяные компании, которые умеют с этим работать, но это создаст дополнительные издержки», — полагает эксперт.
Еще одна проблема заключается в том, что нефть для Европы желательно найти максимально близкую по составу к российской экспортной смеси Urals, отмечает Вакуленко. Конфигурации нефтеперерабатывающих заводов различаются в зависимости от используемой нефти. Urals на протяжении десятилетий был широко доступным и массово поставляемым сортом, поэтому в результате естественной эволюции многие европейские НПЗ, в особенности в Центральной Европе, оказались рассчитаны именно на этот сорт, поясняет аналитик. Близкие аналоги Urals существуют, например сорт Arabian Light из Саудовской Аравии, но их объем ограничен. Можно закупать нефтяную корзину и готовить из сортов нефти смесь со сходным с Urals фракционным составом, но это тоже дополнительные издержки. Если же это не будет получаться, то НПЗ не остановятся, хотя их производительность снизится. Если решение об отказе от российской нефти окончательное, то заводам придется провести реконструкцию и переконфигурацию на другие сорта нефти, что может занять от шести до 24 месяцев и стоить сотни миллионов долларов каждому заводу, говорит Вакуленко. Он также напоминает, что, кроме нефти, Европа импортирует большой объем российского дизельного топлива — до 25 млн т в год, найти замену которому будет весьма непросто.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.