Потребители пожаловались на отказ брендов возвращать деньги за подарочные сертификаты
Россияне столкнулись с отказом торговых сетей возвращать средства за купленные подарочные сертификаты и карты. Среди магазинов, на которые жалуются потребители, — Bershka, Massimo Dutti, Mothercare и Levi's, которые приостановили работу в России. Эксперты считают, что компании могут сослаться на обстоятельства непреодолимой силы. Проблемы с картами появились и у клиентов X5 Group
Российские потребители массово жалуются на отказ торговых сетей возвращать средства за карты и сертификаты, купленные у иностранных брендов, которые покинули российский рынок. Внимание на жалобы в социальных сетях обратил «Коммерсантъ». С техническими сложностями в использовании карт в то же время столкнулись покупатели X5 Group.
С проблемой, в частности столкнулись клиенты холдинга Inditex, который владеет брендами Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius – холдинг предлагает продлить срок действия подарочной карты. Вернуть подарочные карты не могут также покупатели магазинов Levi's и Mothercare. Сети не ответили на запрос газеты.
В Роспотребнадзоре сообщили «Коммерсанту», что с 12 марта по 1 мая около 2,2% всех поступивших жалоб потребителей связаны с желанием вернуть деньги за подарочные сертификаты, купленные у приостановивших деятельность в России компаний. Ведомство считает, что клиенты могут требовать возврата средств.
Председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов также отмечает рост числа подобных жалоб за последние месяцы. По его данным, на подарочных картах у россиян находятся десятки миллионов рублей. Он отметил, что в организация «усматривает признаки преступлений у целого ряда иностранных компаний» и направит обращение в прокуратуру и МВД, чтобы вернуть средства потребителей.
С проблемами использования подарочных сертификатов столкнулись также клиенты X5 Group, владельцы торговых сетей «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель», а также дискаунтера «Чижик». Сложности связаны с техническим сбоем в IT-системе программы лояльности группы, связанного со сложностями на стороне зарубежного подрядчика. В X5 Group сообщили «Коммерсанту», что программы лояльности переводят в процессинг российской разработки, поэтому функции списания, просмотра баллов, выпуска новых карт и ряд других сервисов недоступны на этот период. Группа отмечает, что сейчас воспользоваться картой невозможно, но можно вернуть денежные средства.
Партнер коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина считает, что отказ от выплаты может быть расценен как нарушение прав потребителя, исходя из практики Верховного суда (ВС). Так, например, 21 марта ВС обязал «Рив Гош» вернуть деньги за подарочную карту по требованию владельца. Суд постановил, что условия о невозвратности сертификата ущемляют права потребителя, продолжает она.
Тараданкина советует клиентам ждать возобновления продаж или обратиться к продавцу с претензией, приложив документы об оплате. Павлов считает, что потребитель может просто написать претензию на имя компании, так как ее, скорее всего удовлетворят. Однако руководитель практики разрешения споров K&P.Law Дина Шибзухова полагает, что магазины могут сослаться на обстоятельства непреодолимой силы, на основании которых бизнес может быть освобожден от ответственности.
По подсчетам Йельского университета, с начала «спецоперации»* на Украине из России ушли почти 1000 иностранных компаний.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.