Продажи туров с кешбэком на поездки с 15 марта до 1 июля 2022 года увеличили количество бронирований круизов этой весной, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в семь раз. В 2021 году аналогичная программа подняла спрос на речные круизы в среднем по рынку на 25-30%. В 2020 году количество туристов на российских судах выросло на 10-20% по сравнению с 2019 годом. В Концепции развития круизного туризма в России до 2024 года, которая была утверждена в феврале, говорится, что более 60% российских туристов относятся к возрастной категории старше 60 лет, в летние месяцы путешествуют в основном пожилые семейные пары и семьи с детьми и внуками. При этом в документе отмечено, что в последние время турпоток начал «омолаживаться». Сам круизный флот, правда, остается в основном советский — средний возраст судов составляет 47 лет.
Смена туристов
Крупнейший оператор по организации круизов по российским рекам — «ВодоходЪ». Ему принадлежит 26 теплоходов, 19 из которых будут работать в этом сезоне (остальные в эксплуатацию не введены и находятся на отстое на базе флота). До пандемии судоходная компания отправляла в круизы 110 000 туристов в год, из них 40% — иностранцы. «С 2020 года, с момента пандемии и фактического прекращения въезда иностранных туристов, часть нашего флота осталась без туристов, — рассказывает директор по развитию «ВодоходЪ» Илья Суховольский. — И полностью заместить эту часть российскими путешественниками пока не удалось, хотя от года к году их становится больше».
По итогам 2020 года турпоток оператора составил 34 000 туристов, в 2021 году он вырос до 92 000. По словам Суховольского, новый этап акции кешбэка (на приобретение турпродукта с 15 марта по 15 апреля 2022 года) от Ростуризма увеличил продажи на речные круизы на 30%. По итогам сезона-2022 «ВодоходЪ» рассчитывает отправить в круизы до 102 000 человек. Несмотря на все меры стимулирования спроса, осведомленность россиян о круизах слабая, говорит Суховольский, а конкуренция выросла — на внутренний рынок вышли компании, которые раньше работали исключительно на зарубежного гостя.
Вторая по численности флота компания — «Мостурфлот» — входит в Московское речное пароходство и насчитывает 14 пассажирских судов. 70% ее флота раньше работало для иностранных туристов. «Большинство круизных компаний ориентировались на въездной туризм, который пока так и не восстановился. Поэтому на данный момент в навигацию вышли далеко не все теплоходы, которые ходили в 2019 году», — говорит заместитель генерального директора по туризму «Мостурфлота» Светлана Гончарова. По ее оценке, в целом по России не вышло в навигацию с 2020 года около 30% всех круизных судов. «Мостурфлот» был вынужден законсервировать три своих судна. В 2021 году турпоток составил 30 000 человек, в этом оператор рассчитывает на рост турпотока на 20% по итогам круизного сезона. «Благодаря программе кешбэка в майские праздники нам удалось обеспечить 100% загрузку на всех теплоходах компании», — отмечает Гончарова.
Среди тех, кто ориентировался исключительно на иностранный турпоток, компания «Донинтурфлот», которая управляет 11 теплоходами-пансионатами для отдыха на воде. До пандемии ее услугами пользовались около 90 000 иностранных туристов в год. Теперь надо привлекать на суда россиян.
С 2022 года компания сотрудничает с туроператором «Интурист». По словам представителя туроператора Дарьи Домостроевой, спрос на круизы у российских туристов появился, когда стало понятно, что аэропорты юга России еще не скоро откроются. «Заинтересованность есть по всей цепочке. Во-первых, сами туристы спрашивают, куда можно поехать по России, что открыто, какие есть варианты. Во-вторых, розница (собственные и франчайзинговые, сетевые и независимые агентства. — Forbes) говорит, что хочет такой продукт, спрашивает, как круизы продавать, клиентам он интересен», — говорит она.
Туроператор Fun&Sun (ранее «TUI Россия») занимается организацией морских и речных круизов с 2018 года. На фоне сокращения числа направлений для отдыха россияне стали чаще покупать путешествия по воде внутри России, говорит генеральный директор оператора Владимир Рубцов. Fun&Sun выступает круизным маркетплейсом, который продает путевки более чем на 90 теплоходов, принадлежащих разным частным судовладельцам: «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Донинтурфлот», «Созвездие», «Русич», «Белый лебедь» и др. Количество круизных туристов у компании растет на 30% ежегодно.
Бюджет и премиум
До пандемии количество речных круизных пассажирских судов в России составляло около 120 единиц, по оценке Морского инженерного бюро. К 2025 году их число сократится примерно на треть, а к 2030-му — более чем в два раза и составит 53 судна (без учета нового флота). Средний возраст действующих теплоходов — 47 лет.
«Большинство теплоходов построены в 80-е годы, — объясняет Суховольский. — 40 лет для теплохода — это не очень большой возраст. Важнее вопрос реновации». По его словам, «ВодоходЪ» проводит глубокую реновацию флота начиная с 2018 года. Ежегодно по два теплохода проходят полное обновление кают, ресторанов и других общественных помещений, а также холлов и атриумов. Всего за эти четыре года «ВодоходЪ» обновил девять судов. Новых лайнеров в России практически не строят. Единственный созданный с нуля теплоход «Мустай Карим» был введен «Водоходом» в эксплуатацию в августе 2020 года, инвестиции в судно превысили 3 млрд рублей.
От состояния теплохода зависит стоимость путешествия. На сегодня большинство российских судов уже модернизированы, говорит Рубцов из Fun&Sun. «Держать судно в плохом состоянии практически невозможно из-за жесточайшего контроля, да и невыгодно это. Туры на теплоходах старого образца значительно дешевле, бюджетная публика со специфическими привычками, маржинальность с каюты значительно ниже, чем у модернизированной. Чем выше капиталовложения в теплоход, тем дороже можно продать путевку пассажиру», — отмечает эксперт. По его оценке, модернизация одной каюты может обойтись примерно в 700 000 рублей (число кают на российских судах колеблется от 60 до 160).
Самые популярные направления — маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом, круизы с заходом в города Золотого кольца и большие путешествия по Волге.
В первую очередь раскупаются круизы на более доступные теплоходы. «Ранее в основном у нас работали теплоходы премиального класса, но сейчас наблюдается хороший спрос на речной лоукостер, — говорит Гончарова из «Мостурфлота». — Три судна такого формата были введены с 2020 года как раз, чтобы восполнить предложение на рынке для тех туристов, которые привыкли отдыхать недорого». Стоимость такой поездки начинается от 3000 рублей в сутки на человека с возможностью самостоятельно «собрать» свой турпакет (выбрать тип питания, экскурсионную программу и прочие составляющие отдыха). У «Водохода» 11 из 19 лайнеров выполняют бюджетные туры, стоимость которых стартует от 5500 рублей в сутки на человека.
Гораздо выше цены в премиальном сегменте. У «Мостурфлота» в нем работают три теплохода: «Княжна Виктория», «Александр Грин» и «Россия» — с новой отельной частью, заново построенной в 2011-2013 годах. Стоимость путевки на одном из этих судов начинается от 8500 рублей в сутки на человека. У «Водохода» — два высококлассных лайнера: «Мустай Карим» (от 14 000 рублей в сутки на человека) и «Максим Горький», предназначенный для экспедиций по Енисею (от 40 000 рублей в сутки на человека). «Нужно учитывать, что в стоимость включено проживание, трехразовое питание, экскурсионная программа и анимация», — уточняет Суховольский.
Сегодня развитию круизного туризма мешает стереотип, что это отдых для пенсионеров, говорит Рубцов из Fun&Sun. «Традиционно путешествия по воде востребованы у людей солидного возраста, потому что это комфортный вид отдыха», — объясняет Светлана Гончарова. Тем не менее с закрытием границ в условиях ограниченного выбора направлений для отдыха тенденция стала меняться. Например, за последние два года возрастные категории туристов «Мостурфлота» 35-55 лет и старше 55 лет практически сравнялись по численности (ранее последняя существенно преобладала над первой). Рубцов добавляет: «Среди путешественников все больше молодых пар и пассажиров с детьми, для которых действуют различные льготы».
,