ЦБ предупредил о 1990-х в экономике при возвращении компаний на мировой рынок
Российские компании при возвращении на мировой рынок после нынешнего кризиса не смогут конкурировать с иностранными, став менее технологичными, считают в ЦБ. Это будет напоминать ситуацию в российской экономике в 1990-х годах, ожидают там
Нынешняя ситуация в российской экономике схожа с эпохой 1990-х годов по масштабу структурной перестройки, но станет ближе к ней при возвращении российских компаний на мировой рынок после кризиса, считает директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов.
В своем выступлении на конференции институциональных инвесторов Investfunds Forum он предупредил, что наибольшие сложности у российских компаний могут возникнуть не сейчас, когда вводятся санкции Запада, иностранный капитал уходит из России, а российская экономика «закрывается». «А вот когда начнется обратный процесс — это действительно создаст проблему для тех компаний, которые сейчас «упростятся» и которым будет сложно, когда экономика начнет открываться, конкурировать с миром», — заявил глава департамента ЦБ (цитата по Frank Media).
Именно тогда российские компании, став все менее технологичными, не смогут конкурировать с иностранными компаниями, а «экономика все больше будет похожа на эпоху 1990-х годов», отметил Тремасов.
Тремасов объяснил, что тогда Россия двигалась от примитивной экономики к более сложной и вписывалась в глобальные цепочки поставок, но это был прогресс. «Сейчас будет некий регресс: мы будем становиться все менее технологичной экономикой», — сказал Тремасов. Он признал, что, как и в 1990-х, российскую экономику на пути вперед поджидают очень много ловушек. И подчеркнул: «Для ближайших лет самое важное — все-таки дать полную свободу бизнесу».
Ранее о том, что в ближайшие как минимум три года Россию ждет кризис, еще более «жесточайший», чем в 1990-е, говорил миллиардер Олег Дерипаска. «Умножайте кризис 98-го года на три», — заявил он в марте, подчеркнув, что «мы с таким вызовом еще не сталкивались». По мнению бизнесмена, железный занавес перед Россией «уже опустили», и теперь предстоит «заново открывать этот занавес». «Нужно посмотреть, сколько у нас останется партнеров, я думаю, мы будем удивлены тем, сколько их останется — на одной руке пересчитаем», — заключил он.