К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что не так с планом Еврокомиссии по отказу от российских нефти и газа

Вид на трубопроводные системы и запорные устройства на газоприемной станции газопровода «Северный поток — 2» по Балтийскому морю.  (Фото Daniel Reinhardt / picture alliance via Getty Images)
Вид на трубопроводные системы и запорные устройства на газоприемной станции газопровода «Северный поток — 2» по Балтийскому морю. (Фото Daniel Reinhardt / picture alliance via Getty Images)
Европейская комиссия представила доработанный план отказа от российских газа, нефти и угля до 2027 года. В случае принятия Евросоюзом он обойдется налогоплательщикам в €210 млрд. Аналитики, опрошенные Forbes, полагают, что улучшенный план проработан глубже, чем его предыдущая версия, но все равно остается слишком оптимистичным

Европейская комиссия (ЕК) опубликовала в среду 18 мая доработанный план прекращения зависимости от российских ископаемых видов топлива (REPowerEU), которые, по ее оценке, обходятся европейским налогоплательщикам в €100 млрд в год. Полный отказ, который предполагается осуществить к 2027 году, обойдется ЕС в €210 млрд.

«Это первоначальный взнос в обеспечение нашей независимости и безопасности, — говорится в плане. — Эти инвестиции должны быть выполнены частным и государственным секторами, а также на национальном, трансграничном уровне и уровне всего ЕС».

По данным комиссии, в 2021 году более 40% общего потребления газа в ЕС приходилось на поставки из России — около 155 млрд кубометров, включая 15 млрд кубометров сжиженного природного газа (СПГ). Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время презентации программы сообщила, что уже в апреле ЕС удалось сократить потребление российского газа до 26%. В прошлом году Россия также поставляла в ЕС 2,2 млн баррелей в сутки сырой нефти и 1,2 млн баррелей в сутки нефтепродуктов. При этом доля российской нефти составляла более четверти ее потребления в ЕС.

 

Хотя некоторые государства-члены ЕС уже объявили о своем намерении прекратить импорт ископаемого топлива из России, ни одно из государств союза не может решить эту проблему в одиночку, указывается в документе. Помогут совместные расчеты и планирование, а также совместные закупки и укрепление координации между всеми странами-участницами.  

Комиссия предлагает инвестировать €86 млрд в развитие возобновляемых источников энергии, €56 млрд — в энергосбережение, €37 млрд — в увеличение производства биометана, €29 млрд — в электрические сети, €27 млрд — в создание водородной инфраструктуры, €10 млрд — в проекты по строительству терминалов по приему сжиженного газа и трубопроводов, а также €1,5-2 млрд — в модернизацию существующей нефтяной инфраструктуры. Основные средства предлагается привлечь из Европейского фонда спасения и восстановления европейской экономики (RRF), созданного для ликвидации последствий пандемии.

 

Комиссия полагает, что эти инвестиции окупятся уже к 2030 году: ЕС будет экономить на импорте газа €80 млрд в год, на импорте нефти — €12 млрд и на импорте угля — €1,7 млрд. ЕС собирается прекратить импорт российского угля уже с августа этого года.

«Новый план конкретизирует тезисы уже существующего проекта и добавляет к трем ранее указанным столпам четвертый – разумные инвестиции и реформы, — сказал Forbes эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. — Значительный акцент сделан на экономии и повышении энергоэффективности».

Еще 8 марта Еврокомиссия предложила ЕС проект плана отказа от российских энергоносителей. В нем содержалось предложение сократить потребление российского газа на две трети уже до конца нынешнего года. Оно основано на более скромном плане Международного энергетического агентства (МЭА), которое предлагало ЕС сократить импорт газа на величину от трети до половины — на 50-80 и более млрд кубометров — в течение года и полностью отказаться от него к 2030 году. В доработанной версии, значительно более конкретной, предложений по сокращению газовых поставок в нынешнем году не содержится.

 

«Вероятно, у нового и мартовского документов просто разные цели: новый фокусируется на долгосрочном отказе от российского газа, что не отменяет краткосрочных целей, о которых говорилось в марте», — прокомментировал аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

В доработанный план включено новое положение  с расчетами требуемых инвестиций и конкретизированы реформы в энергетическом секторе в дополнение к имевшимся программам экономии энергии, диверсификации поставок и замены ископаемого топлива путем ускоренного перехода на экологически чистую энергетику.

Экономия энергии и диверсификация поставок

Экономное расходование энергии гражданами ЕС в жилом секторе, а также снижение скорости дорожного движения и более активное использование общественного транспорта может позволить европейцам сократить потребление газа и нефти на 5% или на 13 млрд кубометров газа и 16 млн тонн нефти в год соответственно, говорится в документе.

Чтобы обеспечить поставки газа на ближайшие годы, ЕС должен увеличить импорт из не российских источников: в основном СПГ (50 млрд кубометров) и трубопроводный газ (более 10 млрд кубометров), утверждает ЕК. Для облегчения усилий по диверсификации ЕК и США договорились работать над поставкой дополнительных объемов СПГ в ЕС — не менее 15 млрд кубометров в 2022-м и минимум 50 млрд кубометров в год до 2030-го за счет экспорта из США, а также от других международных партнеров.

Комиссия создала специальную рабочую группу с Канадой для рассмотрения возможных поставок СПГ и водорода в ближайшие годы. До лета ЕС намерен заключить трехстороннее соглашение с Египтом и Израилем по снабжению Европы СПГ. Япония и Корея уже перенаправили ряд поставок СПГ грузов в Европу, работа по использованию этого варианта в дальнейшем продолжается. Катар готов к перенаправлению поставок из азиатских стран. Поставки трубопроводного газа в Европу уже увеличила Норвегия, а Алжир и Азербайджан выразили готовность последовать ее примеру. Увеличить поставки СПГ также готовы Нигерия, Сенегал и Ангола. Рассматривается и возможность сделать Иран «надежным поставщиком газа в Европу», говорится в плане.

 

Есть и другие способы заместить российский газ. Например, ЕС будет готов предоставить партнерам по поставкам ископаемого топлива технологии по улавливанию метана, не менее 46 млрд кубометров которого теряется при добыче, в то время как часть этих объемов могла бы сохраняться для поставок в ЕС.

Кроме того, ЕС рассчитывает на замену части импортируемого газа за счет перевода мощностей на потребление водорода, 10 млн тонн в год которого Европа планирует импортировать, говорится в плане.

План предусматривает значительный рост мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ), что позволит заместить 21 млрд кубометров газа в год. Доля ВИЭ в энергетическом балансе ЕС должна составить 45% к 2030 году. Мощности ВИЭ к этому времени предлагается более чем удвоить до 1236 гигаватт (ГВт). Комиссия также предложила поэтапно вводить обязательства по оснащению новых зданий солнечными панелями.

Подыскиваются и альтернативы российской нефти. ЕС работает со своими международными партнерами над обеспечением поступления достаточного количества нефти на европейский рынок и рассчитывает на увеличение поставок нефтедобывающими странами, в том числе Ирана, указывает ЕК.

 

Комиссия напомнила, что увеличению предложения на рынке способствовало решение стран-членов Международного энергетического агентства (МЭА) выпустить из стратегических запасов 120 млн баррелей нефти. В то же время крупнейшие государства-экспортеры нефти и их союзники, включая Россию, так называемый ОПЕК+, на последнем заседании отказались увеличить ежемесячную добычу нефти сверх установленных 432 000 баррелей в сутки в июне 2022 года.

ЕС предполагал уже в начале месяца ввести шестой пакет санкций против России, включив в него постепенное введение эмбарго на поставки российской нефти, однако до сих пор этот пакет не удалось согласовать из-за позиции Венгрии, которая сильно зависит от нефтяных поставок. По мнению Галактионова из «БКС Мир инвестиций», без какого-то соглашения о нефтяном эмбарго ЕС не сможет утвердить нынешний план.

ЕС также намерен диверсифицировать поставки топлива для атомных электростанций, от импорта которого из России зависит энергетика некоторых государств-членов союза.

Насколько это реально 

Некоторые пункты плана выглядят чрезмерно оптимистично и их воплощение может столкнуться с реальными препятствиями, полагают аналитики. Однако он не рассчитан на немедленное осуществление, а растянут на пять лет, поэтому некоторые его положения вполне осуществимы. 

 

«В краткосрочной перспективе достаточно сложно также будет увеличить объем импорта СПГ, так как сейчас данный рынок находится на грани дефицита, но пятилетнего горизонта, теоретически, достаточно, чтобы договориться, например, с США или Катаром о реализации новых проектов и построить в Европе необходимую регазификационную инфраструктуру», — говорит Кауфман из «Финама». Эксперт отмечает также опасность чрезмерной зависимости от ВИЭ, поскольку солнечная и ветряная генерация достаточно нестабильны и сильно зависят от погодных условий.

Ускорение темпов энергоперехода чревато серьезными рисками, соглашается старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Он напомнил, что в условиях пандемии в 2020-2021 годах изменившаяся конъюнктура рынка привела к резкому снижению инвестиций в возобновляемую энергетику и затормозила ее развитие. А в условиях действия вполне реальных природных факторов система ВИЭ может не справиться с пиковыми нагрузками, говорит эксперт.

По мнению Галактионова из «БКС Мир инвестиций», как правило, прогнозы затрат на много лет вперед оказываются заниженными, поэтому текущая оценка в €210 млрд может быть нижней границей. Кроме того, план предполагает единство членов ЕС по многим вопросам, однако на практике договориться может быть сложно, особенно когда придется принимать решения, кто и за что платит, добавляет он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+