Продажи одежды крупнейших fashion-сетей в России с 21 февраля по 10 апреля упали на 23% в годовом выражении. Аналитики связывают это с закрытием некоторых международных магазинов, которые объявили о приостановке работы в России из-за «специальной военной операции» на Украине
Закрытие магазинов крупнейших международных fashion-сетей с 21 февраля по 10 апреля привело к падению продаж одежды в России на 23% в годовом выражении, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования Platforma. С 1 января по 20 февраля продажи одежды в России в годовом выражении росли почти на 8%.
В числе тех, кто решил уйти из России из-за «специальной военной операции»* на Украине, — испанская компания Inditex (бренды Zara, Massimo Dutti, Bershka), шведская H&M, польская LPP (бренды Reserved, Cropp, House), японская Uniqlo, указывает «Коммерсантъ».
С 21 февраля по 13 марта расходы россиян в иностранных одежных сетях выросли на 14–20%, что может говорить о том, что часть потребителей запасались одеждой нужных марок, объявивших о приостановке работы в России, отмечают аналитики Platforma. Альтернативу покупатели начали искать только к началу апреля: с 14 по 20 марта продажи в российских одежных сетях сократились на 15,5%, а к началу апреля оборот вырос на 14–28% в годовом выражении.
Однако говорить о полном переключении на локальные бренды рано, считает гендиректор Platforma Алексей Каштанов. На росте трат также сказалось увеличение цен. По данным на 22 апреля, годовая инфляция в России достигла 17,6%. На крупные fashion-сети, приостановившие работу в России, в прошлом году приходилось примерно 20% объема российского рынка, который оценивался в 2,69 трлн рублей, уточнила гендиректор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс. Она также отметила, что с конца февраля потребительский спрос смещался на товары первой необходимости.
В феврале—марте повышенный спрос наблюдали и в OR Group (управляет сетями Westfalika, «Пешеход» и другими) из-за распродажи запасов и опасений возможного роста цен после девальвации рубля, сообщили изданию в компании. Этот всплеск группа считает кратковременным и ожидает снижения активности покупателей из-за падения реальных доходов. Потребители начинают более взвешенно подходить к выбору товаров и больше обращать внимание на цену, что сделает актуальной концепцию slow fashion, когда модели сохраняют актуальность несколько сезонов, прогнозирует представитель OR Group.
При этом участники онлайн-рынка сообщили о кратном росте продаж одежды, обуви и аксессуаров в годовом выражении, пишет «Коммерсантъ». Ozon объясняет это увеличением числа товарных позиций, причем часто за счет российских производителей. Ставку на отечественных поставщиков делает и Wildberries, а «Яндекс Маркет» создал отдельный раздел для российских брендов, указывает издание.
О том, что россияне стали активнее интересоваться отечественным марками одежды, говорится и в исследовании Мегафона (есть в распоряжении Forbes). В апреле среднесуточный мобильный трафик в онлайн-магазинах российских брендов вырос на 55% по сравнению с февралем. Количество посетителей онлайн-магазинов российских марок по сравнению с февралем в марте увеличилось на 23%, а в апреле — на 17%.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.