Минфин и ФНС займутся реестром нуждающихся в сокрытии информации о себе юрлиц
Федеральная налоговая служба будет вести закрытый реестр подсанкционных юридических лиц. Информацию о них закроют в публичных реестрах. Заявки на включение в новый реестр будет принимать Минфин. Ограничение доступа к информации должно сгладить последствия уже введенных санкций и риск новых
Правительство разработало проект постановления о непубличном реестре для юридических лиц, к которым применяются или могут быть применены санкции. Оно предполагает, что доступ к информации о компаниях, которые нуждаются в ее сокрытии, будет ограничивать Федеральная налоговая служба (ФНС), пишут «Ведомости» со ссылкой на проект.
ФНС будет вести непубличный реестр и ограничивать доступ к сведениям в Едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ресурс БФО) в отношении российских юрлиц, которые попали или могут попасть под санкции. Заявки на включение в реестр будут подаваться через Минфин, министерство обяжут принимать решение в срок до 30 дней с момента подачи заявки. Выйти из реестра можно будет тоже через Минфин — юрлица должны будут уведомить министерство о снятии санкций в течение 30 дней.
Представитель Минфина сообщил, что ограничение раскрытия информации призвано сгладить негативные последствия санкций и снизить риски введения дополнительных и «вторичных» ограничений. По словам собеседника газеты, в результате будет сформирован перечень лиц, которые могут ограничивать раскрытие информации. Действующее регулирование это не предусматривает, добавил он. По словам представителя Минфина, регулирование будет распространяться на более широкий круг лиц и предоставлять дополнительные возможности нераскрытия (информация о филиалах в ЕГРЮЛ, отчетность в БФО). Он отметил, что процедура для лиц, в отношении которых могут быть введены санкции, исключает «возможности безосновательного ограничения раскрытия».
В проекте постановления перечислены основания для включения в непубличный реестр: ограничительные меры в отношении конкретного юрлица; косвенные санкции из-за подконтрольности подсанкционному юрлицу; угроза санкций для юрлица. В пояснительной записке к проекту отмечается, что он подготовлен для «нивелирования последствий действия иностранных ограничительных мер». По действующему порядку ограничения доступа к сведениям в ЕГРЮЛе его можно закрыть по запросу компании в трех случаях: в отношении юрлица введены санкции иностранного государства; это один из уполномоченных банков для гособоронзаказа; юрлицо или его филиал находится в Крыму или Севастополе.
Предложенный проект постановления правительства закроет имеющиеся бреши в юридической технике уже действующих документов, отметила юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. Она добавила, что постановлением расширяется возможность ограничить доступ к информации, которая может быть использована в целях пополнения санкционных списков.
Целью проекта постановления является противодействие санкциям, сказал руководитель налоговой практики юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников. Он отметил, что после принятия постановления из публичного доступа исчезнет информация из интернет-баз ФНС. «В том числе финансовая отчетность, сведения о предусмотренном корпоративным договором объеме правомочий участников данных организаций, т. е. количестве голосов, приходящихся на доли участников непропорционально размеру этих долей», — уточнил Колесников.
По оценке собеседника, это лишит «недружественные» страны возможности оперировать такой информацией для установления санкционных режимов в отношении определенных российских предприятий. Проект постановления предполагает создание списка компаний, информация о которых может быть изъята из публичного доступа, пояснила руководитель практики «Международный арбитраж и трансграничные споры» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова. По ее словам, в такой реестр смогут попасть юрлица под угрозой введения санкций, в том числе из-за взаимодействия с подсанкционными лицами.
По словам Любимовой, непубличность ЕГРЮЛа в отношении значительного числа компаний увеличит коррупциогенные факторы, связанные с деятельностью компаний. Она значительно усложнит проверку контрагентов при совершении бизнесом сделок в рамках обычной хозяйственной деятельности, считает эксперт. О риске появления теневых услуг по проверке информации предупредил эксперт в области открытости информации Илья Шуманов. По его словам, в результате засекречивания экономика страны может превратиться в минное поле для любого добросовестного контрагента как из России, так и из-за рубежа. «В случае если этот проект постановления примут, то законным способом проверить, что в собственниках конкретной компании нет лиц, находящихся под санкциями, просто будет невозможно», — подытожил Шуманов.