Авиадиспетчеры попросили у президента поддержать аэронавигацию
Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров обратился к президенту России с просьбой помочь главному аэронавигационному предприятию. В профсоюзе считают необходимым выделить ему до 15 млрд рублей госпомощи. Эксперты полагают, что нужны более системные решения
Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров (ФПАД) направил президенту Владимиру Путину обращение по поводу сокращения персонала и государственной поддержки ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (около 30 000 работников). Письмо составил президиум Центрального совета ФПАДа, его подлинность подтвердил президент профсоюза Сергей Ковалев, пишут «Ведомости».
ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК ОрВД) находится в ведении Росавиации, которая подконтрольна Минтрансу. Письмо было направлено Владимиру Путину 29 апреля, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на запрос газеты не ответил. По оценке профсоюза авиадиспетчеров, ГК ОрВД требуется выделение до 15 млрд рублей госпомощи в форме субсидии, на условиях ее возврата за пять лет от момента активного возобновления авиаполетов в стране.
Президент ФПАД Ковалев добавил, что другим вариантом спасения аэронавигации может быть льготное кредитование с отсрочкой возврата кредитов и процентов, но он потребует увеличения тарифов ГК ОрВД в 3 и более раз, в том числе для российских авиакомпаний. В письме отмечается, что стоимость аэронавигационного обслуживания составляет менее 1% в цене авиабилетов, а для полетов на Дальнем Востоке оно бесплатное. В 2020 году по поручению правительства аэронавигационные сборы для российских авиаперевозчиков были снижены на 50%, а для дальневосточных направлений – на 99,9%.
В период пандемии при резком спаде полетов ГК ОрВД потеряла до 60% доходов, но тогда выжила «благодаря сохраненным ресурсам от деятельности за предшествующие годы», напомнил Ковалев. С конца февраля число полетов иностранных авиакомпаний над Россией упало более чем на 80%, говорится в письме президиума Центрального совета ФПАД. Это, в частности, лишило ГК ОрВД заметной части доходов от аэронавигационного обслуживания.
Стоимость аэронавигации для российских авиакомпаний в 10 раз ниже, чем для иностранных, а доходы ГК ОрВД не смогут восстановиться в 2022 году даже при росте внутренних перевозок в два раза, отмечает профсоюз. Доходы от обслуживания российских перевозчиков покрывают не более 1/6 части расходов ФГУП и не позволят компенсировать издержки. По оценке профсоюза, предприятие демонстрирует «отрицательную экономическую эффективность порядка 2 млрд рублей» ежемесячно.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров подсчитал, что доходы ГК ОрВД могут составлять от 2 млрд до 2,5 млрд рублей в месяц, а фонд оплаты труда – в 1,5 раза больше. По прогнозу профсоюза, к октябрю 2022 года ГК ОрВД не сможет платить зарплату работникам. Из-за сокращения персонала начнутся проблемы с кадровым составом в России после восстановления полетов иностранных авиакомпаний, добавил Ковалев. В письме Путину представители профсоюза сообщают, что руководство ГК ОрВД для сокращения расходов принуждает работников оформлять отпуск без сохранения зарплаты, отправляет в «фиктивный простой», устанавливает режим неполного рабочего дня, сокращает социальные гарантии.
По мнению директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, сокращение диспетчеров выглядит неизбежным. По его словам, «линейной зависимости между интенсивностью полетов и численностью диспетчеров не существует», но «точечное сокращение персонала не должно вызвать драматического роста нагрузки на оставшихся сотрудников». Пересмотр ставок сборов Пантелеев назвал рациональным — «как минимум на величину инфляции за минувшие годы, как максимум – с учетом инвестсоставляющей, которую взяла на себя ГК ОрВД». Он считает возможным «вернуться к практике финансирования программы развития аэронавигационной системы из средств федерального бюджета».
Бурмистров отметил, что господдержка ФГУПу потребуется до 2024 года, субсидия — это краткосрочное, а не системное решение. «Самыми объективными решениями представляются досрочный выход на пенсию по возрасту тех, кто максимально близок по стажу. Также нужно жесткое антикризисное управление с фокусом на сохранение необходимого штата», — отметил он.