О перспективе дефицита лития заявил недавно заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов. «Если не будет сырья, то очень большая может быть проблема в обеспечении собственных литиевых потребностей в литийионных аккумуляторных батареях», — сказал Демидов.
Выступая в Совете Федерации, Демидов сообщил, что Россия не добывает литиевое сырье. Оно поступает в страну в виде карбоната лития в основном из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. Китай, по словам Демидова, сам испытывает острую нехватку лития. А после приостановки поставок из Чили и Аргентины у России осталась возможность получать сырье только из Боливии, сказал он.
«От прекращения импорта сырья могут пострадать практически все российские производители и потребители литиевой продукции, начиная от компании по производству литийионных аккумуляторов «Лиотех» и заканчивая Каменск-Уральским металлургическим заводом, выпускающим полуфабрикаты из алюминий-литиевых сплавов, — соглашается независимый эксперт Леонид Хазанов. — Причем компенсировать нехватку собственной добычей литиевого сырья мы не сможем — ее в нашей стране сейчас попросту нет».
Зачем нужен литий, где и как его добывают
Литий — самый легкий в мире металл. В металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов. В оптике он применяется для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей. Кроме того, в ядерной энергетике и атомной технике при его помощи получают радиоактивный изотоп водорода — тритий. Но львиная доля лития уходит на производство литийионных аккумуляторов. Рост спроса на электромобили привел к взлету цен на литий на 400% в прошлом году.
Цены на карбонат лития сейчас держатся выше $70 000 за т (хотя в прошлом году были примерно $13 000) из-за сильного спроса на него со стороны производителей литийионных аккумуляторов, объясняет Хазанов.
Существуют несколько способов добычи лития. При гидроминеральном способе минерализованные подземные воды закачиваются в специальные бассейны, где происходит выпаривание. Из образующегося концентрата получается карбонат лития, который используется производителями аккумуляторов во всем мире. Таким образом литий производится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. Там находится более половины мировых запасов лития.
Более дорогим способом является рудный, когда металл добывают в шахтах или карьерах из пегматитов — горных пород, содержащих разные металлы, включая литий. Литий также можно получать из отвалов отработанной руды, где металл сохранился, поскольку устаревшие технологии не позволяли извлекать его полностью, и из вышедших из употребления аккумуляторов.
По данным Геологической службы США (USGS), крупнейшие прогнозные ресурсы лития в мире по состоянию на прошлый год находились в Боливии, где они оценивались в 21 млн т, Аргентине (19 млн т), Чили ( 9,8 млн т), США (9,1 млн т), Австралии (7,3 млн т) и Китае (5,1 млн т). Прогнозные объемы запасов лития в России служба оценивает в 1 млн т.
Общая добыча лития в 2021 году составила около 100 000 т, увеличившись за год на 21%. Больше всего лития добывалось в Австралии — 55 000 т, Чили — 26 000 т, Китае — 14 000 т и Аргентине — 6200 т. Боливия в списке крупных производителей не числится. По оценке The Economist, добыча лития в Боливии в прошлом году могла составить лишь 600 т.
Это меньше, чем нужно одной только России. «Из общего объема выпуска лития из импортируемого сырья (примерно в 2000 т) 400-700 т потребляется непосредственно в России, остальные 1300-1600 т отправляются на экспорт, — рассказывает Хазанов. — Производятся аккумуляторы, стекло, керамика, смазки, алюминий-литиевые сплавы».
Проект «Норникеля» и «Росатома»
В понедельник, 25 апреля, металлургический гигант «Норникель» объявил о намерении создать совместное предприятие с «Росатомом» по освоению литиевого месторождения Колмозерское в Мурманской области и дальнейшей глубокой переработке литиевого сырья.
Колмозерское — крупнейшее (18,9% отечественных запасов) и наиболее перспективное российское месторождение литиевых руд, в настоящее время находится в нераспределенном фонде. СП «Норникеля» с «Росатомом» намерены участвовать в аукционе на лицензию по разработке месторождения. Аукцион ожидается уже в нынешнем году.
«Мировой спрос на литий, по прогнозам, может увеличиться в пять раз до 2030 года. Россия также нуждается в собственном литиевом сырье и в создании производственной цепочки от добычи руды до производства аккумуляторных батарей, — сказал Forbes cтарший вице-президент — производственный директор «Норникеля» Сергей Степанов. — В связи с этим «Норникель» и «Росатом» решили объединить имеющиеся в компаниях компетенции в рамках проекта по освоению месторождения «Колмозерское». На сегодня подписано соглашение о намерениях и разработана предварительная техническая документация по проекту». Раскрывать детали о сроках, объемах инвестиций и так далее «Норникель» отказался.
«Росатом» задумывался о добыче лития на Колмозерском месторождении еще в июле 2021 года, напоминает аналитик «Велес Капитала» Василий Данилов. Тогда первый металл планировалось получить только к 2030 году. «Сейчас к разработке Колмозерского месторождения привлечен «Норникель» — одна из крупнейших горнодобывающих компаний в мире, имеющая широкое присутствие на Кольском полуострове, — говорит эксперт. — Учитывая значительные финансовые и экспертные ресурсы «Норникеля», начало промышленной добычи лития может начаться раньше обозначенных девяти лет». Однако в любом случае речь идет о достаточно длительном сроке, что связано не только с необходимостью разработки самого месторождения, но и строительства с нуля сопутствующей инфраструктуры, обогатительных фабрик и других объектов, добавляет Данилов.
«Проект «Росатома» и «Норникеля» может оказаться труднореализуемым: несмотря на большие запасы Колмозерского месторождения, его руды отличаются сложным составом, поэтому их переработка может оказаться крайне затратной», — полагает Хазанов.
В проекте принимает участие дочернее предприятие «Росатома» — «РЭНЕРА» — производитель литийионных батарей для использования в спецтехнике, энергетике и электротранспорте.
В июле 2021 года сообщалось, что входящий в «Росатом» холдинг «Атомредмедзолото» планирует начать добычу соединений лития в Мурманской и Иркутской областях, а также в Латинской Америке до 2030 года и вложить в эти проекты более 50 млрд рублей. Назывался и предполагаемый объем добычи — до 50 000 т в год.
«Росатом» не ответил на запрос Forbes.
Проект «Газпрома» и ИНК
В начале февраля «Газпром», «Иркутская нефтяная компания» (ИНК) и Министерство промышленности и торговли подписали трехсторонний план мероприятий («дорожную карту») по реализации проекта по производству соединений лития из минерализованных подземных вод Ковыктинского газоконденсатного месторождения «Газпрома» в Иркутской области.
«Газпром» провел технико-экономическую оценку проекта, который, по предварительным оценкам, в перспективе может в значительной степени покрыть внутренний спрос на литий», — заявил во время подписания соглашения председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Проект, который намерены реализовать «Газпром» и «Иркутская нефтяная компания», позволит сформировать литиевую отрасль полного цикла с хорошим экспортным потенциалом, сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. В сообщении «Газпрома» не указываются сроки осуществления проекта. При этом Мантуров отметил, что этот проект — «важный, предметный шаг к решению амбициозной задачи полного обеспечения российской промышленности отечественными редкими и редкоземельными металлами к 2030 году».
«Газпром» и ИНК подписали меморандум о намерениях развивать проект добычи лития на Ковыктинском месторождении в октябре 2021 года. Тогда же было объявлено, что ИНК располагает собственными технологиями переработки литийсодержащих попутных вод и готова их адаптировать для переработки пластовых рассолов месторождения «Газпрома».
«Газпром» и ИНК не ответили на запрос Forbes. Минпромторг отказался предоставить данные по проекту, сообщив лишь, что работа над ним продолжается «в рамках дорожной карты».
Дагестан тоже хочет производить литий
О намерении организации производства карбоната лития объявил и министр промышленности Дагестана Низам Халилов. Он сказал, что в республике есть три крупных месторождения лития, на самом большом из них, Южно-Сухокумском, по его словам, можно добывать 5000-6000 т соединений лития в год. «В зависимости от запасов месторождения речь может идти как о добыче лития на территории республики, так и об организации в регионе производства полного цикла», — сказал Халилов.
По словам директора Института проблем геотермии и возобновляемой энергетики — филиала Объединенного института высоких температур РАН Алибека Алхасова, институт за последние 40 лет изучил на Северном Кавказе 92 месторождения с промышленным содержанием лития, 55 из которых находятся в Дагестане. «Берикейское, Южно-Сухокумское и Тарумовское месторождения позволяют не только полностью обеспечить потребности России в карбонате лития, но и экспортировать его в другие страны», — сказал Алхасов.
Ученый полагает, что, в связи с ограничениями на поставки лития в Россию, проект добычи лития в Дагестане может осуществиться. По приблизительным расчетам, этот проект потребует около миллиарда рублей инвестиций. «Но проект быстро окупится, и Россия не станет больше зависеть от поставок этого стратегического сырья», — отметил он.
Другие источники лития
С 1941 по 1997 год в Красноярском крае работал единственный в России литиевый рудник на территории Завитинского месторождения. Концентрат перерабатывался Красноярским химико-металлургическим заводом (КХМЗ). В советские годы отработали около 40% запасов месторождения, а в 1997 году его законсервировали.
По словам Демидова из Минпромторга, красноярский завод сейчас оформляет лицензию на добычу лития из техногенных отвалов Завитинского месторождения. КХМЗ и производитель гидроокиси лития из Тульской области компания «Халмек» также намерены разрабатывать месторождения в Мурманской области, которые Демидов не назвал. По его словам, если компании в II-III кварталах нынешнего года получат лицензию на разработку месторождений, то в течение семи-восьми месяцев смогут начать добычу в формате опытно-промышленной эксплуатации.
Кроме КХМК и «Халмека», в России переработку лития ведет входящий в «Росатом» Новосибирский завод химических концентратов. Использованные литиевые аккумуляторы перерабатывают на двух предприятиях: «Национальная экологическая компания» (НЭК) в Ярославле и «Мегаполисресурс» в Челябинске.
Проекты заработают не скоро
«Нужно понимать, что пока все эти проекты находятся в стадии намерений, — сказал Forbes аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. — Пройдет время, прежде чем появятся реальные ТЭО (технико-экономическое обоснование. — Forbes), определятся с технологиями добычи и переработки, утвердят программы, найдут источники инвестиций и выделят финансирование. Плюс наверняка встанет проблема как минимум получения, а как максимум — разработки технологического оборудования. То есть собственно добыча может начаться не ранее следующего года, и то, если задаче придадут мощное ускорение на правительственном уровне».
Все планируемые проекты по добыче литиевого сырья явно не смогут быть реализованы в сжатые сроки, так как необходимы разработка технологий его переработки, проектирование и строительство будущих горнодобывающих предприятий, создание транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение должного уровня финансирования, подбор кадров, соглашается Хазанов. «Поэтому без детальной проработки их параметров и правильной организации работ все они будут либо сдвигаться по срокам, либо обрекаться на провал», — добавляет эксперт.