«Сделка за рубль»: Минпромторг рассказал о планах Renault передать «Автоваз» НАМИ
Французская компания Renault нашла новых владельцев для своих активов в России. Она передаст свою долю в «Автовазе» НАМИ, а долю в автозаводе «Автофрамос» в столице — Москве. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, передача активов «Автоваза» будет оформлена как «сделка за рубль» с правом на обратный выкуп
Французский автоконцерн Renault принял решение передать доли в «Автовазе» и своем заводе «Автофрамос» в столице в пользу НАМИ (Научный автомоторный институт) и Москвы. Сделка с НАМИ о 68% «Автоваза» предполагает опцион на выкуп в течение последующих пяти-шести лет, рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. Это передает «Интерфакс».
По его словам, Renault обсуждало с правительством России свой уход из страны и приняло решение передать акции «АвтоВАЗа» и «Автофрамоса», московского автозавода «Рено Россия». Новым владельцем «Автофрамоса» могут стать власти Москвы. «А что касается «Автоваза», то, скорее всего, это будет НАМИ, наш профильный институт, который примет на себя эти акции с возможным возвратом в случае, если коллеги примут решение вернуться», — сказал Мантуров.
Предполагается, что передача доли в «Автовазе» будет условной «сделкой за рубль», пояснил министр. Он уточнил, что срок опциона на обратный выкуп акций — пять или шесть лес. «А если мы в этот период будем осуществлять инвестиции, это также будет учтено в стоимости. Никаких «подарков» здесь не будет», — добавил Мантуров. По его словам, новых руководителей «Автоваза» назначит «НАМИ совместно с «Ростехом».
Владельцем 100% «Автоваза» до конца 2021 года была нидерландская Alliance Rostec Auto B.V., принадлежащая «Ростеху»(32%) и Renault Group (68%). В конце 2021 года завершился перевод 100% акций «Автоваза» в российскую юрисдикцию — в ООО «Лада Авто Холдинг», в тех же долях. Ранее Bloomberg писал, что Renault задумался о передаче своей доли в «Автовазе» российскому инвестору, но передать долю другому совладельцу «Автоваза» — «Ростеху» — он не может, так как госкорпорация под санкциями Запада. В конце 2021 года Renault оценила свой бизнес в России — на втором по величине рынке для компании — в $2,4 млрд, писал Bloomberg.
Россия занимает второе место по продажам автомобилей Renault после Франции. В 2021 году компания продала на российском рынке более 482 000 автомобилей (с учетом «Автоваза»), говорится в ее отчете. Доля «Автоваза» (бренд Lada) на этом рынке составила по итогам 2021 года 19,7%, оценивала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В 2021 году Renault получила около 10% своей выручки от продаж в России, указывает Bloomberg со ссылкой на годовой отчет копании.
Renault 24 марта приостановила производство в Москве. Компания пояснила, что столкнулась с перебоями в поставках комплектующих в связи с усилением пограничных режимов в транзитных странах, а также из-за «вынужденного» изменения маршрутов. Аналитики оценивали возможность выхода Renault из доли «Автоваза» как низкую, так как иностранные инвесторы потеряли интерес к активам в России.
На фоне «специальной операции»* западные страны ввели санкции против различных секторов российской экономики, в том числе автомобильной промышленности. Иностранные автопроизводители покидают российский рынок — об остановке производства или приостановке поставок объявили BMW, Jaguar Land Rover, General Motors, Volkswagen, Volvo, MAN и другие.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.