«Коммерсантъ» узнал о сокращении штата в российских офисах Volvo и Land Rover Jaguar
Volvo Cars и Jaguar Land Rover вслед за General Motors начали сокращать российские офисы. Шведская Volvo рассчитывает продолжить гарантийную поддержку своих автомобилей и готова оплачивать ввезенные в обход правообладателя запчасти. На параллельный импорт рассчитывают и другие автопроизводители, выяснил «Коммерсантъ»
Автоконцерны Volvo Cars и Jaguar Land Rover (JLR) начали сокращать основную часть сотрудников российского офиса, об этом со ссылкой на источники на автомобильном рынке сообщает «Коммерсантъ». По данным газеты, JLR оставит в штате только персонал, который понадобится для закрытия юрлица, а Volvo Cars, возможно, и персонал, который обеспечит гарантийный сервис.
Один из собеседников газеты сообщил, что JLR фактически уходит из России. В штате здесь оставят только тот персонал, который будет администрировать российским офисом на этапе закрытия юридического лица, как того требует законодательство. Источник отметил, что компания не присылала письмо об отказе от всех своих обязательств, как ранее сделала General Motors (GM). GM начала сокращения в российском офисе 19 апреля, но официально объявила не об уходе, а о «расширении приостановки деятельности». От поставок в Россию с начала «спецоперации»* на Украине отказались General Motors (Chevrolet, Cadillac, Opel и др.) и Harley-Davidson, Volkswagen (Skoda, Audi, Porsche, Lamborghini, Bentley и Ducati), Volvo и другие автопроизводители.
По словам другого собеседника, ситуации у JLR и Volvo Cars схожие — обе компании сокращают до 80% персонала, за исключением административного. «Непонятно — это до полного выхода или чтобы исполнять обязательства и дальше», — отметил он. Источник газеты среди автодилеров сказал, что Volvo Cars продолжает признавать свои гарантийные обязательства перед российскими клиентами — с этой целью она оставит персонал, который обеспечит сервис.
Volvo Cars оставляет возможность доступа дилеров к системам диагностики автомобилей, «не снижая возможность их безопасной эксплуатации», отметил собеседник среди дилеров. Он добавил, что шведская компания, в отличии от Cadillac, повела себя «более цивилизованно». Cadillac, по словам собеседника, отключила дилеров от систем сканирования состояния автомобилей и их обновлений, «что беспрецедентно для мировой практики». Еще два источника газеты среди дилеров сообщили, что Volvo Cars разрешила им сократить штат. Один из них уточнил, что компания «спокойно относится к тому, что дилерские центры приводят штат к реальным продажам». «Коммерсантъ» направил запросы в российские офисы JLR и Volvo Cars.
Индийская Tata Motors владеет Jaguar Land Rover (производство в основном в Великобритании), китайская Geely — шведской Volvo Cars. По данным АЕБ, продажи легковых автомобилей Volvo в России в 2021 году составили 9100 штук, Land Rover — 6400, Jaguar — 521. JLR приостановила поставки машин в Россию 1 марта, аналогичное решение приняли Volvo Cars, до особого уведомления. Экспорт в Россию машин премиального сегмента, куда входят эти бренды, попал под санкции, в частности, Евросоюза и Великобритании.
JLR исторически имеет достаточно большой парк в России и высокую лояльность к бренду, отметил Сергей Удалов из «Автостата». У компании была одна из самых высоких в сегменте доля корпоративных продаж, а также сам дистрибьютор активно продавал подержанные автомобили. В целом для премиальных марок «важны даже небольшие рынки», сказал эксперт.
По словам собеседников газеты, санкции ЕС осложнили поддержку гарантийных обязательств — европейские таможни не выпускают эти товары. В этих условиях, рассказали источники в автомобильной промышленности, дистрибьюторы готовы оплачивать дилерам оригинальные запчасти, ввезенные параллельно, без разрешения правообладателя. Этот способ избрали в Volvo Cars, сказал собеседник среди дилеров. Невыполнение гарантийного ремонта позволит клиентам потребовать выкупа автомобиля по текущей стоимости, объяснил один из собеседников на авторынке, а это грозит импортерам и дистрибьюторам банкротством.
Jaguar Land Rover заявил Forbes, что не комментирует домыслы и слухи, назвав одним из главных приоритетов представительства «заботу о клиентах с фокусом на безопасность эксплуатации автомобилей на дорогах». Источник в компании сообщил Forbes, что компания продолжает работать согласно требованиям законодательства.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.